Торможение сносом всех колес

Торможение сносом всех колес

Торможение сносом всех колес

Еще один эффективный способ экстренного торможения, чтобы избежать аварии, является ритмичный занос. Использовать этот прием наиболее удачно при спуске, когда отказала тормозная система.

Отказ тормозов — одна из самых опасных проблем, в результате которой чаще всего гибнут и водитель автомобиля и пассажиры в нем. Для того, чтобы выполнить маневр ритмичного заноса необходимо выполнить ряд действий.

О них то мы и поговорим в продолжении серии «Маневрирование».

Осуществляем занос на прямой

Итак, что же необходимо предпринять методом сноса всех колес, дабы исключить возможность ДТП.

Во-первых, нужно двигаться по траектории в виде «змейки», сопровождая это действие дроссельной ездой (периодическое добавление газа). Такой маневр способствует возникновению и чередованию заносов автомобиля то влево, то вправо.

Во-вторых, при этом нужно регулировать угол заноса, конечно, соблюдая возможности дорожного просвета. Не каждому водителю под силу выполнить такой маневр, так как сопровождается он высокой скоростью руления.

Кстати, высокая скорость реагирования и умение быстрого выруливания способствует выживанию и обеспечению безопасности при возникновении экстремальных и аварийных ситуаций.

Соскальзывание колес

Бывают ситуации, когда поворот уже близко и тормозить слишком поздно, так как скорость выше критической — не стоит в этом случае давить по тормозам, одновременно поворачивая руль.

Правильно будет загрузить передние колеса любым известным вам способом, например, тормозить короткими импульсами или тормозить двигателем — включить более низкую передачу. После чего круто въезжайте в дугу поворота, ориентируясь на внутреннюю обочину дороги.

Этот прием вызовет боковое скольжение, которое поспособствует снижению скорости.

На скользкой дороге при достаточной мощности мотора, такой, которая вызовет пробуксовку колес, можно создать искусственный занос, что позволит водителю совершить торможение способом бокового соскальзывания колес задней оси, при этом преодолевается центробежная сила и сохраняется управление передними колесами. При достаточном коэффициенте сцепления шин с дорогой существует возможность снижения скорости автомобиля, используя боковое соскальзывание всех четырех колес.

Чтобы совершить этот маневр водитель кратковременными толчками тормоза загружает колеса передней оси, после чего круто и резко вводит машину в дугу поворота.

Взглянем со стороны, как выглядит занос всех колес:

Опасность маневра

Если же скорость транспортного средства небольшая, а у водителя мало опыта экстремального вождения, то высока вероятность заноса машины и ее вращения вокруг своей оси. Что ведет и к потере контроля и управляемости, и к 90%-ой аварии.

А вот если крутизна поворота на дороге была неправильно рассчитана, то высок риск возникновения опасной ситуации при въезде в поворот, когда скорость автомобиля выше критической отметки — вас может просто вынести в кювет.

Это грубая ошибка, погасить которую сложно иногда даже профессионалу скоростной езды.

Непредвиденные ситуации

Может возникнуть ситуация, когда интенсивно начнет скользить передняя ось колес. Остановить этот процесс поможет аккуратное подтормаживание и постепенная загрузка наружного колеса передней оси. При заносе или скольжении задней оси — выключите и тут же включите сцепление. Дроссель (педаль газа) при этом нужно держать в открытом (нажатом) положении.

Ситуация сложна тем, что возникает центробежная сила, которая выпускает автомобиль в боковое скольжение, но именно оно и позволит снизить скорость транспортного средства.

В этом случае могут быть два варианта развития событий.

Во-первых, может произойти интенсивный снос колес передней оси, потеря управляемости автомобилем, если загрузка колес была использована либо слишком рано, либо слишком поздно. Во-вторых, возможен переход скольжения во вращение автомобиля, так как произошло полное прекращение дросселирования.

В первом случае можно немного подтормаживать автомобиль левой ногой, чтобы увеличить нагрузку на переднее наружное колесо. Во втором случае поможет быстрое выключение и включение сцепления, которое сравняет скорость оборотов колес задней и передней оси. В любом случае, боковое скольжение — это всегда кратковременная потеря управляемости автомобилем.

Такой способом можно назвать «балансированием на острие ножа», потому что крайне сложно упорядочить воздействующие на транспортное средство моменты и физические силы. Чтобы уметь их контролировать, необходим довольно широкий арсенал управляющих умений, тонкую мышечную чувствительность, а также навыки саморегулирования, отработанные до автоматизма.

В статье использовано изображение с сайта www.dozor.com.ua

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/tormogenie_cnocom_vcex_kolec/

Читать онлайн Управление автомобилем в критических ситуациях страница 18. Большая и бесплатная библиотека

Торможение сносом всех колес

1. Критический занос, которого водитель всегда остерегается в обычной ситуации, может стать палочкой-выручалочкой для экстренного торможения перед поворотом на скользкой дороге, когда другие способы неэффективны.

2. Начиная поворот, искусственно вызовите скольжение задних колес любым доступным вам способом (резким дросселированием, включением понижающей передачи, контрсмещением или включением-выключением стояночного тормоза).

3. Стабилизируйте автомобиль в критическом заносе скоростным рулением, а затем удерживайте его в таком положении ровно столько времени, сколько необходимо для снижения скорости до безопасной.

4. Опасайтесь бокового упора наружным колесом, который может перевести автомобиль в опрокидывание.

Боковое соскальзывание задних колес можно вызвать резким включением понижающей передачи при закрытом дросселе. Возникает кратковременный эффект блокирования одного из колес, аналогичный случаю с включением стояночного тормоза.

Этот эффект вызывает импульс вращения автомобиля в том случае, если автомобиль движется на дуге поворота. Дальнейшая регулировка угла заноса достигается дозированным переменным дросселированием, а стабилизация автомобиля – рулением.

Здесь представлены только три приема, позволяющих перейти в управляемое скольжение, однако их значительно больше. В частности, на переднеприводном автомобиле более эффективно использование приема «газ-тормоз» (см.

прием 18), который на дуге поворота может обеспечить блокирование задних колес при сохранении тяги передних. В зависимости от величины и продолжительности тормозного усилия можно регулировать необходимый угол заноса.

Однако в отличие от заднеприводного автомобиля длительное удерживание переднепривод-ного автомобиля в боковом скольжении практически невозможно.

Одним из вариантов аварийного торможения скольжением задней оси является использование ритмичного заноса (см. прием 38).

Особенно актуален этот прием на спуске при отказе тормозной системы (эта ситуация чаще всего приводит к самым тяжелым последствиям, связанным с гибелью водителей и пассажиров).

Для торможения водитель выполняет серию ритмичных маневров, двигаясь по траектории типа «змейка», сопровождая каждый поворот резким дросселированием, что вызывает поочередно возникающие заносы вправо и влево.

Регулируя угол заноса, можно создать тормозное усилие в соответствии с возможностями дорожной ситуации. Сложность выполнения приема связана с высокой скоростью руления, которая может обеспечить безопасность в экстремальных условиях движения. Недостаток скорости, слабая подготовка могут сразу вызвать вращение автомобиля и переход критической ситуации в аварийную.

46. Торможение сносом всех колес

Очень опасная ситуация возникает при входе в поворот со скоростью движения выше критической. Чаще всего она является следствием грубой ошибки в прогнозировании крутизны поворота. Погасить излишнюю скорость при входе – задача сложная даже для водителя высокой квалификации.

Если дорога скользкая и мощность двигателя достаточна, чтобы создать пробуксовку колес, то искусственно созданный занос позволит выполнить торможение боковым соскальзыванием задней оси, сохранить управляемость передних колес и преодолеть центробежную силу, используя мощность двигателя.

Если коэффициент сцепления высокий, то можно частично погасить скорость боковым соскальзыванием всех колес. Для этого водитель любым возможным способом (торможением правой или левой ногой, включением понижающей передачи) кратковременно загружает передние колеса, затем, пользуясь этим эффектом, резко и круто вводит автомобиль на дугу.

1. Если перед поворотом скорость очень высока и тормозить уже поздно, не отчаивайтесь и не пытайтесь тормозить и поворачивать рулевое колесо одновременно.

2. Загрузите передние колеса любым доступным для вас приемом (торможением двигателем, коротким импульсом торможения, включением понижающей передачи) и круто заходите на дугу, «прицеливаясь» на внутреннюю обочину. Возникшее боковое скольжение поможет вам снизить скорость.

3. Если начнется интенсивное скольжение передней оси, остановите его осторожным подтормаживай ием и загрузкой наружного переднего колеса.

4. Если начнется скольжение (занос) задних колес, выключите и тотчас включите сцепление.

5. Заставьте себя держать дроссель открытым.

Возникающая центробежная сила срывает автомобиль в боковое скольжение, которое и позволит снизить его скорость. Опасность ситуации может проявиться двояко:

– интенсивным сносом передней оси и потерей управляемости, если несвоевременно использована загрузка;

– переходом скольжения во вращение из-за полного прекращения дросселирования.

На первое явление водитель может реагировать легким подтормаживанием левой ногой для увеличения загрузки переднего наружного колеса. На второе явление можно реагировать быстрым выключением-включением сцепления, чтобы выровнять скорость вращения передних и задних колес.

Но во всех случаях ситуация с боковым скольжением всех колес связана с кратковременной потерей управляемости. Ее можно образно охарактеризовать как «балансирование на острие ножа».

Очень трудно уравновесить действующие на автомобиль силы и моменты. Для этого нужно иметь широкий арсенал тонких управляющих воздействий, острую мышечную чувствительность и саморегулирующуюся систему автоматизированных навыков.

Все это можно характеризовать как высшее мастерство управления автомобилем.

47. Экстренное комбинированное торможение

Самым эффективным способом экстренного замедления с максимальной скорости движения является ступенчатое комбинированное торможение.

Оно включает импульсное торможение рабочим тормозом и последовательное переключение понижающих передач.

Многие водители считают, что комбинированное торможение – это арифметическая сумма тормозных усилий рабочего тормоза и двигателя. Однако главным является не этот факт, а большая безопасность при замедлении.

При торможении передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Естественно, задние колеса первые подвержены блокированию и способствуют возникновению заноса. Другими словами, тормозное усилие лимитируют задние колеса, поэтому на многих автомобилях имеются специальные устройства, ослабляющие их действие, или спереди устанавливаются дисковые тормоза, а сзади – барабанные.

Если в момент торможения на задние колеса подать крутящий момент от двигателя, то этим можно предотвратить блокирование колес (на автомобилях с классической компоновкой).

Поэтому при торможении целесообразно включать понижающие передачи, так как это не усиливает, аослабляет (!) тормозной эффект ведущих колес. Тем самым этот прием можно считать антиблокировочным, позволяющим стабилизировать автомобиль при интенсивном торможении.

Нужно отметить, что и для переднеприводного автомобиля комбинированное торможение очень эффективно, так как позволяет сохранить управляемость передних колес и устойчивость автомобиля.

Сложность приема комбинированного торможения связана с большим числом разнообразных действий. В управлении задействованы обе руки и обе ноги, притом каждая выполняет действия сложной координации с разными органами управления.

При выполнении комбинированного торможения необходимо соблюдать определенную последовательность.

1. Принять позу готовности (положение рук на рулевом колесе «10-2» или «9–3»), перенести стопу правой ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль, выбрать свободный ход педали.

2. Приложить к тормозной педали серию тормозных импульсов, наращивая постепенно силу и продолжительность усилий до возникновения блокирования колес. Каждый цикл растормаживания использовать для коррекций устойчивости автомобиля с помощью резких коротких действий рулевым колесом.

3. Продолжая торможение носком стопы, развернуть ногу пяткой кнаружи и нажать пяткой или боковой стороной стопы на педаль подачи топлива. Довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной с помощью «перегазовки».

4. Выключить левой ногой сцепление и включить понижающую передачу быстрым движением правой руки с короткой паузой в фазе прохождения нейтральной передачи, например IV – О – пауза – III. Включить сцепление с короткой задержкой (пробуксовкой) в фазе включения.

Далее продолжается структура действий 2–3 – 4с последовательным переключением понижающих передач вплоть до II, а в исключительных случаях и до I.

Источник: https://dom-knig.com/read_239099-18

Торможение боковым соскальзыванием

Торможение сносом всех колес

В арсенале высшего мастерства управления автомобилем существует несколько нетрадиционных приемов торможения. Они очень эффективны в критических ситуациях, когда торможение рабочим тормозом или невозможно, например при отказе тормозной системы (обрыве тормозного шланга, механических повреждениях тормозных устройств и др.

), или опасно из-за потери устойчивости и управляемости автомобиля. Если автомобиль оказался в повороте на скорости выше критической, то снизить ее не всегда представляется возможным традиционным способом.

Самые эффективные приемы торможения — ступенчатый и прерывистый — нельзя применить из-за возможного блокирования колес, а плавный, при котором исключается блокирование, малоэффективен. Возникает “заколдованный круг” или ситуация, когда любой из вариантов оказывается проигрышным, а аварийная ситуация неизбежна.

Однако ее можно избежать, используя глубокий критический или ритмический занос как способ торможения. Двигаясь под углом и скользя боком, автомобиль быстро теряет скорость из-за широкого поперечного пятна контакта шины с продольными беговыми дорожками или другими формами грунтозацепов.

Для того чтобы тормозить боковым соскальзыванием, нужно перевести автомобиль в управляемый (!) занос и удерживать его в таком состоянии определенное время, необходимое для снижения скорости. Произвольный занос можно вызвать следующими способами:

* резким дросселированием на дуге поворота с низким коэффициентом сцепления (лед, снег и др.). Двигаясь на дуге поворота, нужно резко “открыть газ”, после возникновения заноса “закрыть газ”, стабилизировав автомобиль поворотом рулевого колеса в сторону заноса;

* контрсмещением и резким дросселированием на входе в поворот. Для того чтобы перейти в боковое скольжение перед первым поворотом налево, нужно вначале выполнить маневр вправо, а затем влево, резко увеличив мощность двигателя.

Контрсмещение и поворот, следующие друг за другом, создают вращательный импульс, который затем усиливается благодаря пробуксовке колес.

Стабилизация автомобиля осуществляется поворотом рулевого колеса в сторону заноса и уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя;

* ударным (резким) включением понижающей передачи с пропуском на дуге поворота

Торможение сносом всех колес

Очень опасная ситуация возникает при входе в поворот со скоростью движения выше критической. Чаще всего она является следствием грубой ошибки в прогнозировании крутизны поворота. Погасить излишнюю скорость при входе — задача сложная даже для водителя высокой квалификации.

Если дорога скользкая и мощность двигателя достаточна, чтобы создать пробуксовку колес, то искусственно созданный занос позволит выполнить торможение боковым соскальзыванием задней оси, сохранить управляемость передних колес и преодолеть центробежную силу, используя мощность двигателя.

Если коэффициент сцепления высокий, то можно частично погасить скорость боковым соскальзыванием всех колес.

Для этого водитель любым возможным способом (торможением правой или левой ногой, включением понижающей передачи) кратковременно загружает передние колеса, затем, пользуясь этим эффектом, резко и круто вводит автомобиль на дугу.

Самым эффективным способом экстренного замедления с максимальной скорости движения является ступенчатое комбинированное торможение. При выполнении комбинированного торможения необходимо соблюдать определенную последовательность.

1. Принять позу готовности (положение рук на рулевом колесе “10—2” или “9—3”), перенести стопу правой ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль, выбрать свободный ход педали.

2. Приложить к тормозной педали серию тормозных импульсов, наращивая постепенно силу и продолжительность усилий до возникновения блокирования колес. Каждый цикл растормаживания использовать для коррекций устойчивости автомобиля с помощью резких коротких действий рулевым колесом.

3. Продолжая торможение носком стопы, развернуть ногу пяткой кнаружи и нажать пяткой или боковой стороной стопы на педаль подачи топлива.

Довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной с помощью “перегазовки”.

4. Выключить левой ногой сцепление и включить понижающую передачу быстрым движением правой руки с короткой паузой в фазе прохождения нейтральной передачи, например IV—О—пауза—III. Включить сцепление с короткой задержкой (пробуксовкой) в фазе включения.

5. Далее продолжается структура действий 2 — 3 — 4с последовательным переключением понижающих передач вплоть до II, а в исключительных случаях и до I.

Дополнительные действия при торможении позволяют повысить эффективность приема и сохранить устойчивость и управляемость. Их конкретное назначение заключается в следующем:

* многоимпульсное торможение позволяет прекратить блокирование колес и максимально использовать эффективность тормозной системы;

* “перегазовка” пяткой необходима для выравнивания частоты вращения коленчатого вала двигателя и коробки передач. Конечная цель — создать антиблокировочный эффект ведущих колес;

* пауза при включении понижающей передачи позволяет снизить частоту вращения до оптимальной, если во время “перегазовки” возник ее излишек;

* задержка включения сцепления необходима для предотвращения ударных нагрузок, которые могут способствовать заносу автомобиля;

* коррекция рулевым колесом способствует противодействию рысканья автомобиля при возникновении кратковременных блокирований колес и позволяет сохранить курсовую устойчивость автомобиля.

Аварийное контактное торможение

Когда исчерпаны все возможности и остановить автомобиль нельзя из-за отказа тормозной системы или недостаточной дистанции, то почти всегда имеется способ избежать тяжких последствий ДТП управляемым ударом о препятствие. Этот способ торможения применяется в тех случаях, когда нет альтернативы и опасности подвергается жизнь человека.

Конструкция автомобиля предусматривает его пассивную безопасность при столкновении с препятствием. Наибольшими буферными возможностями обладают крылья и багажник. Глубокие пазухи и сминаемые элементы кузова позволяют поглотить энергию даже сильных ударов, деформируясь при контакте с препятствием.

Наибольшую жесткость имеют продольные лонжероны, поэтому лобовой удар является самым травмоопасным. Для того чтобы сделать аварийную ситуацию управляемой, нужно прекратить торможение, уйти от' лобового столкновения дозированным рулением и попытаться погасить скорость скользящим ударом о препятствие, учитывая возможность отскока и соответствующее изменение траектории.

Водитель, обладающий высокой квалификацией, может выполнить контактное торможение из произвольного вращения (см. прием 48), так как боковое скольжение или вращение позволит уменьшить силу удара и частично погасить скорость до удара с препятствием.

Перед моментом удара водитель должен принять меры самостраховки (упереться левой ногой в пол, обеспечить максимальный контакт с сиденьем и стопорящий захват рулевого колеса и др.). Выводя автомобиль на касательный удар о препятствие, водитель может предусмотреть направление отскока и продолжить стабилизацию приемами руления (см.

приемы 35 — 42) до полной остановки автомобиля, а затем принять необходимые меры для уменьшения тяжести последствий столкновения. Если авария неизбежна, постарайтесь сделать ситуацию управляемой. Не тормозите и уходите от лобового столкновения дозированным силовым рулением. Скользящий удар о препятствие поможет погасить скорость.

Page 3

Одна из самых опасных критических ситуаций по своим последствиям — наезд на человека.

Выработанный у большинства водителей “рефлекс торможения”, приводящий к полному блокированию колес, не повышает, а чаще всего снижает безопасность, если скорость движения высокая.

Экстремальность условий приводит к тому, что вначале водитель тормозит, а затем пытается с помощью маневра уйти от наезда. Но первое действие исключает второе.

Автомобиль на заблокированных колесах теряет управляемость и продолжает прямолинейное движение со скольжением — юзом колес. На возрастающую опасность наезда молодой водитель чаще всего реагирует полным отказом от управления. Страх сковывает его и заставляет еще сильнее давить на тормозную педаль. Для выхода из ситуации существует несколько рациональных способов.

1. Сократить тормозной путь вам поможет ступенчатое комбинированное торможение.

2. В непосредственной близости от человека вам захочется нажать на тормозную педаль с максимальным усилием. Откажитесь от этого ошибочного действия, продолжайте тормозить короткими импульсами.

3. Если торможение не спасает от наезда, нужно решиться на экстренный маневр. Он будет эффективен, если вы прекратите торможение.

4. Спасая жизнь человеку, нужно быть готовым к контактному торможению ударом о любое препятствие.

5. Выбирая способ предотвращения наезда, успевайте спрогнозировать его последствия.

Не сделайте хуже!

1. Ступенчатое торможение на постоянной передаче, исключающее блокирование колес больше чем на 10 — 20 см.

2. Ступенчатое комбинированное торможение с ударным включением понижающих передач и компенсаторным импульсным рулением, исключающим вращение автомобиля. 3. Торможение с боковым соскальзыванием и компенсаторным рулением, предотвращающим вращение автомобиля.

4. Экстренный маневр после импульса торможения, который повысит загрузку передних колес и управляемость автомобиля.

5. Контактное торможение о препятствие после экстренного маневра.

Это далеко не полный перечень безопасных приемов. Выбор водителя зависит от остроты ситуации, внешних условий и собственных возможностей. Главное условие — бороться до конца, преодолеть страх, отказаться от торможения, если нет 100%-ной гарантии, что автомобиль можно остановить. Любой ценой, даже если это цена собственного здоровья, нужно избежать наезда на человека.

Источник: https://studbooks.net/1383842/bzhd/tormozhenie_bokovym_soskalzyvaniem

Спорам нет
Добавить комментарий