Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС?

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

20 октября 2017 года вступил в силу обновленный Административный регламент МВД. Был введен в действие Приказом №644 от 23.08.2017 года.

Административный регламент — внутренний приказ МВД, инструкция для инспекторов, который водители не обязаны учить наизусть, но с которым не помешает ознакомиться. Регламент находится в свободном доступе.

Одна из основных новых норм регламента — новое условие для проверки документов вне стационарного поста с 2017 по 2019 год.

Узнаем, могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста, на каком основании инспектор может останавливать автомобиль.

Основания для остановки ТС

Новая редакция регламента позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку ТС вне стационарного поста для проверки документов. Теперь сотрудники имеют право останавливать машины для проверки документов в любом месте.

Но место выбирается не по желанию сотрудника, а по приказу руководства. Остановка автомобиля сотрудником ДПС вне стационарного поста во многом обусловлена резким сокращением постов за последнее время.

А это явление объясняется значительным сокращением кадрового состава в Госавтоинспекции.

По сути, инспекторам ДПС и ранее разрешали останавливать машины вне стационарных постов при проведении различных специальных мероприятий и рейдов. По этой причине нововведение мало изменило фактический порядок, особенно в городах.

Инспектор всегда мог найти повод для остановки. Обычно у автомобилистов возражений не было. Многие считали, что легче показать документы, чем спорить.

Места для несения службы сотрудниками ДПС определяют на основании анализа состояния аварийности в определенной местности, выявления потенциально опасных участков дорог, с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

По регламенту инспектор не должен курить в присутствии водителя, но обязан быть вежливым и воздерживаться от разного рода высказываний и действий дискриминационного характера по разным признакам (пола, возраста, национальности и прочее).

Предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорблений также запрещено.

Основания для остановки (статья 84):

  • если автомобилист нарушил ПДД (инспектор ГИБДД зафиксировал нарушение визуально или применяя специальные технические средства);
  • инспектор получил сведения (от дежурного, по ориентировке) о том, что автомобилист или пассажиры причастны к ДТП, преступлению, правонарушению;
  • если у инспектора есть данные о том, что конкретный автомобиль в розыске или угнан;
  • если водитель стал очевидцем или свидетелем аварии, преступления, его останавливают, чтобы он дал показания;
  • инспектор должен привлечь автомобилиста в качестве понятого;
  • сотрудникам необходимо использовать автомобиль;
  • нужно временно ограничить или запретить движение автотранспортных средств;
  • предоставить безопасный и беспрепятственный проезд машинам специального назначения;
  • есть необходимость остановить автомобилиста, чтобы тот оказал помощь другим участникам дорожного движения или полицейским;
  • если проводятся мероприятия, которые нужно исполнять по специальным распорядительным актам;
  • при проведении плановой проверки (ТС проверяется на перевозку запрещенных грузов, лиц, которые находятся в розыске);
  • если существует угроза безопасности движения, созданная неисправностью технических средств, нарушением правил проведения ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, техногенной аварией, другими чрезвычайными ситуациями.
  • для осуществления проверки документов на право пользования и управления ТС, перевозки грузов;
  • у инспектора имеются подозрения, что лицами было совершено преступление, или они находятся в розыске, а также есть основания задержать их.

Способы остановки ТС

Инспектор ГИБДД останавливает авто специальным жестом. Требование остановиться подается через громкоговорящее устройство или жестом руки, также правомерно использовать жезл или диск с красным сигналом, направляемый на определенную машину.

Инспектор указывает на участок для остановки автотранспортного средства. Если на улице темно, сигнал об остановке подается с помощью специальных световых сигналов (в законе есть дополнение к пункту: «при наличии возможности»).

Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).

После остановки инспектор обязан:

  • без промедления подойти к автомобилисту;
  • поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
  • при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
  • объяснить причину остановки;
  • предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
  • изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
  • остановка производится на короткий срок;
  • если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.

Инспектор имеет право предложить автомобилисту выйти из автотранспортного средства в случаях:

  • у автомобилиста обнаружены признаки опьянения, болезни;
  • в целях проведения досмотра, осмотра (личного, груза или ТС);
  • если нужно сверить номера агрегатов, узлов автомобиля с информацией в регистрационных документах;
  • если необходимо участие автомобилиста в проведении процессуальных действий, для оказания помощи;
  • чтобы устранить техническую неисправность автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • если своим поведением водитель создает угрозу безопасности инспектора.

Проверка документов

Как и остановка, проверка документов сотрудниками ДПС также может осуществляться вне стационарного поста. Статья 106 документа регламентирует следующие основания для проверки документов:

  • инспектор выявил признаки нарушения ПДД;
  • есть ориентировки или другие сведения, которые свидетельствуют о причастности автомобилиста или ТС к совершению аварии, преступления, правонарушения, об использовании автомобиля в противоправных целях, если есть основания предполагать, что машина в розыске;
  • в рамках специальных мероприятий по предупреждению аварий и снижению тяжести последствий ДТП.

Закон также регламентирует, что может проверить инспектор. Основания для проверки документов, удостоверяющих личность (статья 107):

  • выявлены признаки нарушения ПДД, а также есть повод возбудить дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица;
  • установлены признаки подделки документации, которая устанавливает личность, необходима для управления ТС, подделка документов на перевозимый груз;
  • есть ориентировки или информация, которая дает право подозревать лицо в совершении правонарушения или преступления;
  • нужно привлечь гражданина в качестве свидетеля, понятного.

Основания для проверки лицензии, разрешения или другой документации на совершение определенных действий или деятельности:

  • были выявлены признаки нарушения требований нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • проводятся специальные мероприятия по предупреждению аварий;
  • проводится осмотр автомобиля и груза, также допускаются другие случаи, если это необходимо для выполнения обязанностей полиции.

При проверке документов, маркировок ТС, государственных регистрационных знаков инспектор осуществляет их визуальное исследование. Если есть необходимость, применяются технические средства выявления признаков подделки.

Технические средства используются, если есть следы внешнего воздействия на маркировку, документы, если имеются расхождения в записях с данными централизованных оперативно-справочных и других органов внутренних дел.

Сотрудник может обратиться к розыскным, специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.

Если проверяют документы на груз, осуществляются те же действия, но в дополнение проверяется соответствие транспортной накладной и путевого лица, лицензионной карточке, перевозимому грузу.

В документах выявляются исправления, потертости, повреждения, изменение маркировочных обозначений и прочие признаки подделки.

У иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) инспектор проверяет:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • визу, миграционную карту;
  • российское водительские удостоверение или иностранное (международное ВУ предоставляется вместе с национальным);
  • регистрационные документы на автомобиль или документацию, которая предусмотрена Таможенным союзом, с отметками таможенных органов (если машину ввозят в РФ);
  • страховой полис ОСАГО или документ, который подтверждает оформление страховки в рамках международных систем страхования;
  • документы, которые требуются для въезда на территории со специальным разрешением (если водитель осуществляет въезд на эти территории).

У иностранного пассажира или ЛБГ, который является пассажиром или пешеходом, проверяют паспорт, визу, миграционную карту, документы, которые требуются для въезда на территории со специальным разрешением (если осуществляется посещение этих территорий).

Итог

Могут ли сотрудники ГИБДД останавливать автомобиль и проверять документы вне стационарного поста? Могут.

В предыдущем регламенте от 2009 года это было запрещено, но новый регламент официально разрешил останавливать машины за пределами поста. Подобная мера мало что изменила, так как инспекторы и ранее останавливали ТС вне постов, ссылаясь на проведение специальных мероприятий и другие поводы.

Водители редко возражали по этому поводу, и теперь добросовестным автомобилистам не стоит переживать при проверке документов вне стационарных постов.

Также сотрудник ГИБДД не должен запрещать водителю ознакамливаться с содержанием специальных мероприятий или ориентировок. Соответствующие документы хранятся на стационарном посту или в отделении ГИБДД.

На борту патрульного ТС должен быть контактный номер телефона дежурного. Если нет, автомобилист может потребовать сведения по местонахождению или номеру телефона дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан предоставить водителю такую информацию.

О законных основаниях для остановки или проверки документов можно узнать у дежурного. Также сотрудник должен по соответствующему запросу предоставить сведения о проведении специального мероприятия, информацию о том, какой инспектор остановил его, правомерны ли его действия.

Многих автомобилистов волнует тот факт, что из нового регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку при общении с сотрудником ДПС.

Но съемка по-прежнему разрешена конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение, передачу информации любым законным способом. Но автомобилист не должен препятствовать выполнению сотрудником его служебных обязанностей.

Также есть еще одно важное замечание: если у инспектора имеются подозрения, что автомобилист пьян, он может потребовать пройти медицинское освидетельствование.

Но в случае, когда анализы или другие методы освидетельствования показали отрицательный результат, инспектор обязан препроводить водителя обратно к месту отстранения от управления автомобилем или к месту нахождения его автотранспортного средства.

Т.е. тогда, когда анализы не показывают признаков опьянения, Вас доставят обратно к Вашему автомобилю.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/proverka-dokumentov-vne-statsionarnogo-posta/

Проверка технического состояния авто на дороге, законность, правила

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

Согласно уставу, за состояние транспортного средства полностью отвечает водитель.

Водитель, проснувшись с самого утра перед выездом на дорогу, должен провести полную проверку автомобиля на его техническое состояние при этом эксплуатация категорически не должно быть.

Вдруг если произойдет так, что хоть одна неисправность в машине будет обнаружена перед поездкой, то выезжать на дорогу будет запрещено, до тех пор, пока неисправность не будет полностью исправлена.

Есть ли права у сотрудников ГИБДД проводить проверку на техническое состояние автомобиля? В каких обстоятельствах они могут провести проверку? Возможно ли доехать с неисправностью до места ремонта автомобиля или на стоянку? Есть ли необходимость у водителя быть участником в проверке машины? Какие права у сотрудников ГИБДД?

Могут ли сотрудники ГИБДД проводить проверку технического состояния автомобиля?

Перечень всех неисправностей находится только в двух документах:

  •  Основное положение транспортного средства к эксплуатации.
  •  Технический регламент транспортных средств на колесах.

Но сотрудники ГИБДД и сами водители чаще всего пользуются техническим регламентом, а не основными положениями транспортного средства, потому что перечень неисправностей больше по размеру и был принят технический регламент довольно-таки позже.По нему будет надёжнее пользоваться с некоторыми частями неисправностей технического состояние автомобиля.

Чтобы эти два документа были приведены в соответствие, то были внесены некоторые поправки в правилах ПДД, которые будут приняты, перед новым годом.

А пока не наступила зима, сотрудники ГИБДД называют неисправности только за основными положениями и техническим регламентом. Но в конечном счёте у сотрудников ГИБДД нет точного распределения по действиям как проводить процедуру проверки технического состояния автомобиля.

Когда сотрудникам можно проводить проверку, а когда нельзя и по каким обстоятельствам?

Автоинспекторы довольно-таки безразлично относятся к проверке технического состояния автомобиля. Просто дело в том, что у них нет чётких указаний как проводить проверку и им остаётся только подыгрывать в рамках закона.

Чтобы остановить водителя сотрудники ГИБДД должны следовать административному регламенту, который разрешает останавливать водителей на дороге только в нескольких обстоятельствах:

  •  Если были обнаружены в дороге неисправности визуального типа.
  •  Если автомобиль был участником дорожно-транспортного происшествия.
  •  Если у сотрудников ГИБДД есть подозрение автомобиля на участие в дорожно-транспортном происшествии, угона автомобиля или других преступлений.

Согласно этим правилам сотрудники ГИБДД имеют полное право вас остановить и предупредить о неисправности, а если неисправности не было обнаружено во время остановки, то они не имеют право вас остановить и требовать от вас каких-либо действий на обнаружение.

Самый простой пример:

Сотрудники ГИБДД вас остановили и требуют от вас, чтобы вы включили задние фары для проверки работают они или нет. Они не имеют право это от вас требовать.

Обязан ли водитель брать участие в проверке автомобиля на неисправности в нём?

Нет необходимости, потому что в техническом регламенте нет написанных обязанностей лиц и их права, а также иметь наличие описания процедуры по проверке автомобиля на его неисправности. Но в этом регламенте ничего не приведено до таких подробностей.

Но если не будет выполнен приказ, поставленный сотрудником ГИБДД, то Верховный суд в этой ситуации встанет на позицию инспекторов ГИБДД

Что будет, если неисправность будет обнаружена сотрудником ГИБДД?

Водителю автомобиля, в котором нашли неисправность будет выписан штраф. И после этого вы будете свободны, но если неисправность была обнаружена во время передвижения, то к водителю автомобиля не может быть никаких претензий.

Потому что:

  •  Если водитель провёл полную проверку автомобиля на техническое состояние, то он не может знать, что неисправность появилась по пути, то тут нет вины водителя.
  •  Если была обнаружена именно водителем неисправность во время пути, то он имеет полное право держать свое направление к месту ремонта машин или на стоянку. Но если на следующий день автомобиль будет замечен в городе с неисправностью, то это может повлечь водителя к штрафу.

Простой пример, если водитель проверил с утра техническое состояние автомобиля. И выезжая на дорогу сотрудники ГИБДД останавливают водителя и говорят, что задняя фара у водителя не работоспособна, то он имеет полное право отправиться к месту ремонта автомобилей или домой.

Другой пример, если водитель стал участником ДТП и у него разбилась задняя фара, то ему следует вызвать эвакуатор или съездить самому, купить заднюю фару и сменить её на месте ДТП никуда не отъезжая, так как неисправность возникла не в пути, водитель не имеет права разъезжать по городу.

Какие права имеются у сотрудников ГИБДД?

Инспекторы ГИБДД имеют право остановить водителя по некоторым обстоятельствам:

  •  Проверка документов у граждан возможна только в некоторых обстоятельствах, если водитель подозревается в совершении преступлении или его планирования.
  •  Останавливать водителей только на некоторых постах для проверки необходимых документов. Сотрудник ГИБДД может вас остановить из-за проверки бардачка, но после этого он чётко должен написать в отчёте, что он именно там искал.
  •  Сотрудник ГИБДД, который остановил транспортное средство, обязан представиться водителю и назвать цель остановки.
  •  Каждое действие сотрудника ГИБДД должно быть водителям доступно.

А если будет не соблюден указ инспектора ГИБДД по поводу досмотра до водителя автомобиля могу привлечь на пятнадцать суток ареста из-за неподчинения и в подозрении перевозке запретных веществ и не стоит забывать, что досмотр проводиться только при присутствии двух свидетелей, а также ведения протокола.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/avtopravo/proverka-tehnicheskogo-sostoyaniya-avto-na-doroge/

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, — Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

Когда сотрудник гибдд имеет право остановить автомобиль: всем стоять!

Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см.

пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185).

На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему.

Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий.

Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел.

Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

Права и обязанности инспектора гибдд и водителя: всё по правилам

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД).

В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить.

Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола.

Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления.

О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.

1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, — нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре.

Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе — никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора.

Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник — сверка номеров двигателя и кузова.

Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля — на стационарных постах, с использованием специального оборудования.

Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) — и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

Психолог в погонах

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию.

Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ.

По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/632779-krepostnoe-pravo/

Смотрите, какая тема — Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техосмотр и диагностическую карту на дороге?

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

Проверка документов – это отдельная большая тема для обсуждения. И сотрудники ГИБДД обязаны действовать в строгом соответствии с Административным регламентом, введённым Приказом №664.

Является ли техосмотр, точнее, диагностическая карта, таким документом, который водитель обязан возить с собой и предъявлять для проверки по требованию инспектора ДПС в 2019 году? Что делать, если полиция на дороге требует этот документ, грозится штрафом и кто уполномочен для проверки техосмотра, мы и выясним!

Право ГИБДД проверять техосмотр

Такого права у инспекторов ДПС на дороге нет. Законодательство уже много лет назад возложило контроль над соблюдением прохождения техосмотра на сферу страхования – без действующей диагностической карты, которая в 2012 году пришла на смену талонам ТО, теперь невозможно будет оформить полис ОСАГО, а он обязателен для всех.

Но вовсе не это главным образом предписывает отсутствие права у сотрудников ГИБДД проверять техосмотр у водителя на дороге. Это регулирует Административный регламент, введённый Приказом №664, где не содержится ни единого пункта, регулирующего порядок требования у водителей диагностической карты.

Ну и напоследок самый главный документ для водителя – пункт 2.1.1 ПДД. Именно он содержит исчерпывающий список документов, которые водитель обязан возить с собой и передавать сотруднику для проверки. Такие документы включают в себя:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • страховку ОСАГО,
  • в установленных случаях путевой лист и ряд других документов.

Действующие на 2019 год Правила дорожного движения ни в каком из своих пунктов не обязывают водителя предъявлять водителю техосмотр при проверке документов сотрудниками ГИБДД.

Таким образом, ни один из нормативно-правовых актов не регламентирует:

  • ни обязанности передавать для проверки диагностическую карту,
  • ни вообще возить её с собой,
  • инспекторы ГИБДД не имеют права требовать у водителя техосмотр ни по одному из регламентов, приказов и законов.

Если инспектор угрожает выписать штраф

Тогда, логично, он действует вне рамок закона. Не будет ошибкой утверждать, что все сотрудники знают об отсутствии у них такого права. Но в сети, тем не менее, нередко проскакивает информация о том, что инспектор требовал от автолюбителя предъявить «талон техосмотра», рассказывал об обязанности его иметь с собой и грозился выписать штраф 500 рублей за его отсутствие.

Чего не нужно делать в такой ситуации? Спорить с инспектором и требовать показать закон, обязывающий Вас показать диагностическую карту.

Просто нужно включить видеозапись и потребовать составить административный материал: постановление с протоколом.

снимать необходимо по той причине, что в документах сотрудник ГИБДД может написать совсем другое нарушение – отсутствие с собой у Вас водительского удостоверения, например. А это оспорить будет уже гораздо сложнее.

В большинстве случаев при такой модели поведения инспектор отпустит Вас с миром и передумает штрафовать.

Чем грозит отсутствие техосмотра?

Между тем, для обычных водителей легковых автомобилей рисков непрохождения ТО и, как следствие, отсутствия диагностической карты, на дороге практически нет. Можно сказать, что есть только единственный недостаток – твёрдая взаимосвязь техосмотра и покупки ОСАГО. Без действующей карты Вы просто не сможете оформить полис.

Но есть риски для определённой категории водителей:

  • если Вы работаете в такси,
  • если ездите на автобусе или грузовом авто с числом мест более 8,
  • если работаете с перевозкой опасных грузов.

Эти 3 случая также связаны с ОСАГО – страховая компания при страховом случае – ДТП по Вашей вине имеет право предъявить регрессное требование, если срок техосмотра прошёл.

Сколько действует ТО и как проверить действительность диагностической карты?

В общих случаях выдаваемая по результату прохождения техосмотра диагностическая карта действует 2 года с даты получения.

Для новых автомобилей её срок действия составляет 3 неполных года – до конца третьего.

На примере: если Ваш автомобиль 2019 года производства (не путать с годом покупки – узнать дату производства можно по VIN-номеру), то техосмотр будет действителен до конца 2021 года.

Проверить срок действия техосмотра можно на официальном сайте Единой автоматизированной информационной системе технических осмотров. Для этого введите любые из данных машины: госномер, VIN, номер кузова, рамы или номер диагностической карты, и в результате система выдаст Вам дату начала и окончания действия Вашего техосмотра.

Источник: https://TonkostiPDD.ru/obshchenie-s-gibdd/imeyut-li-pravo-sotrudniki-gibdd-proveryat-tehosmotr-i

Основания для проверки документов сотрудниками ДПС в 2019 году

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

Абсолютно любого водителя не раз в своей жизни останавливали сотрудники ГИБДД для проверки документов.

Но не каждый из автолюбителей знает, остановка автотранспортного средства возможна только при особых основаниях, просто так сотрудники ГИБДД не имеют права остановить транспортное средство.

Каждому водителю обязательно нужно знать свои права и основания для проверки документов сотрудниками ДПС в 2019.

На каких основаниях могут остановить автотранспортное средство

  • Имеющаяся ориентировка, показания свидетелей, или другая информация, указывающая на совершения ДТП водителем автотранспортного средства или его пассажиров.
  • Имеются данные об использовании автотранспортного средства в противоправных действиях.
  • Произвести опрос пассажиров или водителя, которые стали свидетелем какого-либо нарушения или преступления.
  • Для привлечения граждан в качестве свидетелей.
  • Для использования автотранспортного средства в служебных целях.
  • По необходимости во время ограничения движения.
  • Для обеспечения проезда спецмашин.
  • Для привлечения оказания помощи при аварии или другой экстренной ситуации.
  • При проведении спец. мероприятий.
  • При неисправности автотранспортного средства.
  • Для проверки документов на право управления автотранспортным средством.
  • Проверка документов, которые удостоверяют личность всех граждан, находящихся в автотранспортном средстве, при имеющихся подозрениях на совершение ими преступлений.

По закону сотрудники ГИБДД могут остановить автотранспортное средство на данных основаниях только в зоне их ответственности.

Права инспектора ГИБДД

По новому приказу № 644 сотрудники ГИБДД имеют право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров автотранспортного средства для выявления или устранения любых правонарушений.

Когда инспектору разрешено остановить автотранспортное средство

Новый приказ даёт следующие права для сотрудников ГАИ:

  • останавливать автотранспорт для обеспечения безопасности движения;
  • проверка документов на право водителя управлять автотранспортным средством;
  • проверять документы на груз и автотранспортное средство;
  • проверять наличие полиса обязательного страхования;
  • задерживать автотранспортное средство, которое возможно находится в розыске;
  • производить осмотр подозрительных автотранспортных средств, грузов;
  • ограничивать или запрещать движение на автодороге;
  • производить освидетельствование водителя на состояние опьянения и направлять в медучреждение.

Может ли инспектор остановить авто для проверки документов в любом месте автодороге

Инспектор ГИБДД не может сам выбрать место своего дежурства на автодороге. Зона дежурства выбирается вышестоящим начальством. При этом 106 пункт приказа говорит, что проверка документов и остановка автотранспортного средства может осуществляется только при наличии оснований. А основание может быть и устная ориентировка на автотранспортное средство.

При этом после остановки автотранспортного средства инспектор обязан пояснить на каких основаниях произвёл остановку. Остановка же может осуществляется не только на постах ДПС, но и на автодороге в зоне своего дежурства.

Основания для проверки документов

Проверить документы инспектор может и у водителя, и у пассажиров, которые находятся в автотранспортном средстве на определённых основаниях.

  • При нарушении правил движения на дороге.
  • Признаки подделки документов.
  • Наличие ориентировки.
  • Для привлечения водителя и пассажиров в качестве свидетелей.
  • Если есть повод для привлечения граждан к административной ответственности.

Что имеет право проверить инспектор после остановки автотранспортного средства, кроме документов

Любой автомобилист должен знать, что может проверить инспектор при остановки автотранспортного средства.

Знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель. Эти предметы должны быть в каждом автотранспортном средстве.

Проверить их инспектор может, но вот отсутствие их в автомобиле совсем не причина для определения правонарушения.

Водитель вполне может заявить, что некоторое время назад использовал один из данных предметов или несколько из них для обеспечения безопасности и сейчас как раз отправляется за покупкой новых.

Как общаться с инспектором в момент остановки

При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.

  • Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
  • Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
  • Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
  • Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
  • Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.

Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.

Какие ошибки совершают водители, если их остановил сотрудник ГИБДД

Часто водители не знают свои права, поэтому совершают ошибки, которыми порой пользуются инспектора ГИБДД в своих не очень «чистых» намерениях.

  • Выход из автотранспортного средства. Каждый водитель просто обязан знать, что инспектор не имеет права заставить вас выйти из своего авто — это просто незаконно. Сотрудник может всего лишь рекомендовать выйти из транспортного средства, вне которых ситуациях.
  • Часто водители считают, что им не разрешено пользоваться техническими средствами для записи аудио или видео материалов при общении с инспектором ГИБДД. Это не так. Пользоваться диктофоном или камерой не только можно, но и нужно. Инспектор находится на службе, поэтому запись никак не может затронуть его частную жизнь.
  • Водители не спрашивают причину остановки автотранспортного средства. Вы имеете полное право убедиться, что остановка была правомерной, поэтому всегда уточняйте основания задержания вашего транспортного средства.
  • Практически все водители не требуют у инспектора предъявить удостоверение. Инспектор ГИБДД обязан его предъявить при остановке автотранспортного средства. Если это не сделано, смело уезжайте. При чём предъявлять удостоверение он должен в развёрнутом виде.
  • По требованию инспектора открывают багажник почти все автомобилисты. На такое требование у инспектора должны быть веские основания, при этом должны быть соблюдены некоторые обязательные требования, например, наличие понятых. Если же инспектор ссылается на то, что это просьба — то водитель и вовсе не должен на неё откликаться.
  • Хамство со стороны водителя. Ведите на дороге себя вежливо, хамство и грубость всегда порождает взаимное отношение, а сотрудники ГИБДД такие же люди.
  • Не обращаете внимание на то, что инспектор просто не представился. По закону сотрудники ГИБДД должны в первую очередь представиться водителю.
  • Отвечаете на все заданные вам вопросы сотрудников ГИБДД. По закону сотрудники ГИБДД не имеют никакого отношения к вашей личной жизни и их не должно волновать куда и откуда вы держите путь, знаете ли вы правила дорожного движения или ваше место работы. Отвечать на вопросы вы можете только на темы, которые касаются данной ситуации, а рассказывать о своих планах, знаниях и жизни не обязательно.

В 2018 году поменялись многие права и обязанности сотрудников ГИБДД. Водители обязаны их знать, ведь попасть под жезл сотрудника ГИБДД может любой.

При этом каждый из автолюбителей должен чётко знать и понимать, как себя необходимо вести, что может проверить инспектор, а что нет, основания для остановки и проверки документов, а также и свои права.

Все эти знания помогут уберечь водителя от нелепых неприятностей на автодороге, ведь часто под видим сотрудников правоохранительных органов орудуют мошенники, а также не исключены случаи встречи с недобросовестными сотрудниками ГАИ, которые просто хотят нажиться на водителях, которые и понятия не имеют о новых законах и правилах.

Следите за изменениями законов и правил, будьте внимательны и осторожны на дорогах!

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? обновлено: Февраль 10, 2019 автором: admin

Источник: https://lawcars.ru/imeet-li-pravo-inspektor-dps-ostanavlivat-dlya-proverki-dokumentov/

Смотрите, какая тема — Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?

Проверка на дороге ГИБДД: имеют ли право?

За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя.

Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?

Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2019 года?

Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:

  1. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
  2. Приложение №8 к Техническому регламенту О безопасности колесных транспортных средств.

Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.

Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.

А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.

Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.

С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?

  • Проверить люфт в рулевом управлении, который не должен превышать 10°, без приборов можно, но необходимой точности измерения не получить.
  • Проверить чистоту выхлопа двигателя без приборов тоже невозможно.
  • А вот сношены ли колеса до индикаторов износа проверить легко, как, впрочем, легко убедиться в отсутствии подтеков из двигателя, коробки, редуктора и других узлов.

Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?

Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.

Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.

В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:

  1. Визуальное обнаружение признаков неисправностей, попадающих под ст.8.23 и 12.5 КоАП.
  2. Участие транспортного средства в ДТП.
  3. Наличие ориентировок по ДТП, угону, преступлениям и т.д.
  4. Проведение мероприятия по распоряжению руководства.

Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля.

И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей.

Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.

Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?

Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.

Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.

Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.

19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2019 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.

Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?

Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.

Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.

  • Во-первых, о том, что неисправность возникнет в пути, при выезде со стоянки он не знал, и не мог знать. То есть, в действиях водителя нет вины.
  • А если в дороге водитель и обнаружил неисправность, то он в соответствии с ПДД может двигаться к месту стоянки или ремонта. То есть движение в автомастерскую или к себе домой после обнаружения неисправности в пути вообще не образует событие правонарушения.

Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.

Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.

Про люфт руля

Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.

Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.

Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».

Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?

Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!

Что делать?

  1. Во-первых, проведение осмотра с целью обнаружения неисправности незаконно, и в свое время данная норма по требованию Верховного суда была убрана из Административного регламента ГИБДД.
  2. Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°.

    Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.

  3. В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°.

    Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.

  4. В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.

    5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.

  5. В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.

Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?

Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.

  1. Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
  2. Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
  3. К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
  4. Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
  5. Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.

Вот вам и решение проблемы!

Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/mogut-li-gibdd-proveryat-tehnicheskoe-sostoyanie-avtomobilya-na-doroge

Спорам нет
Добавить комментарий