Причины агрессии за рулем

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Причины агрессии за рулем

21 июля 2017 года Ученые доказали, что одни из самых агрессивных водителей — мужчины с предельно выраженными маскулинными чертами. А чаще всего рискуют на дороге импульсивные, склонные к вспышкам гнева люди. При этом их поведение нередко провоцирует несчастные случаи.

Интересно, что некоторые автовладельцы воспринимают машину как продолжение себя, а занимаемое ею на дороге пространство — как свою территорию, которую надо контролировать и защищать.

И поэтому, когда таких водителей подрезают, это воспринимается ими как личное оскорбление и предсказуемо вызывает агрессию, полагают канадские и американские психологи.

И здесь уже встает вопрос о границах. Где заканчивается личное пространство одного человека и начинается территория другого? Некоторые люди вынуждены искать ответ всю жизнь.

Поэтому они постоянно пытаются почувствовать эту грань — и агрессивное вождение, среди прочих приемов, приходит на помощь.

Чтобы быстро получить обратную связь, достаточно резко перестроиться, включив поворотник секундой раньше, и услышать ответный сигнал возмущенного водителя, оставленного позади.

2. Борюсь со страхом

Ежедневно участниками движения оказываются новые водители, и большинство из них волнуется, некоторые вовсе пребывают на грани паники. Но так или иначе вождение автомобиля более-менее благополучно осваивают многие.

Постепенно нужные навыки автоматизируются, ключевые маршруты запоминаются, и новички начинают внимательнее следить за ситуацией на дороге, а значит быстрее и лучше реагировать на то, что происходит вокруг. Это особенно важно, ведь мелкие аварии лишают водителя уверенности в себе и актуализируют страхи, возвращая его чуть ли не в исходную точку.

Этот нелегкий путь к аккуратному безопасному перемещению на машине кому-то кажется слишком долгим, изнуряющим, а то и скучным.

Некоторые люди, сталкиваясь с любыми пугающими ситуациями, предпочитают бросаться с места в карьер. Это относится и к водителям.

Иногда новоиспеченные обладатели прав решают, что побороть страх лучше всего вышибая клин клином. В таком случае агрессивная езда — чистой воды бравада, но бравада опасная.

Как установили американские исследователи, подобное поведение за рулем чаще демонстрируют молодые люди, которые используют автомобиль как средство самовыражения.

Они могут проявлять крайнюю самоуверенность и недооценивать риски, связанные с безрассудным вождением. К слову, попытка таким образом преодолеть страх перед дорогой может дать прямо противоположный результат.

Страх с каждой поездкой будет только усиливаться, и в какой-то момент с мыслью об управлении автомобилем придется расстаться.

3. Мне нужны острые ощущения

Экстремальные виды спорта очень популярны. Кто-то прыгает в воду со скал или планирует по воздуху, облачившись в костюм с крыльями. А кто-то предпочитает не ходить далеко и получает свою дозу острых ощущений за рулем.

Быстрые перестроения, резкие старты на светофорах, лихие, с визгом покрышек, повороты — полноценный экстрим с его главной составляющей — угрозой для жизни.

Коварство подобных удовольствий в том, что они вызывают привыкание.

У человека возникает «зависимость от собственных ощущений, химических реакций, происходящих в организме, когда вce его системы напряжены, находятся в состоянии стpecca, a адреналин в крови превышает все мыслимые пределы», отмечает психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Кириллoв.

Данная зависимость, как и любая другая, формируется со временем. Поначалу агрессивное вождение приносит удовлетворение, вызывая радость, граничащую с эйфорией.

Однако постепенно эти чувства притупляются, и в погоне за нужной дозой острых ощущений водитель вынужден вести себя все более безрассудно, не обращая внимания на возрастающий риск для жизни и последствия.

В таком случае лучше выплескиватьэмоции на закрытой и безопасной гоночной трассе. Заодно и зрителей позабавите.

4. Хочу выплеснуть негатив

Ссоры в семье, сражения у кабинетов врачей, неурядицы на работе могут стать тяжелым испытанием для тех, кому принципы не позволяют ответить криками и грубостью.

Конечно, хорошие манеры дорогого стоят, однако всем очень воспитанным людям следует помнить: раздражение и гнев — не те эмоции, которые, возникнув, исчезают. И если нет возможности вернуть агрессию обидчику, пострадает тот (или то), кто первым попадется под руку.

Человек, сдерживающий агрессию, может невольно направить ее на самого себя, предостерегает клинический психолог Любовь Кроткова. И автовладельцы становятся жертвой такого механизма, принимаясь выплескивать негатив за рулем.

По данным израильских ученых, водители, регулярно сталкивающиеся с неприятными ситуациями на работе, чаще, чем коллеги, чьи трудовые будни более спокойны, ведут себя за рулем агрессивно или безответственно.

Возможность просто выругаться в адрес других водителей (пусть они этого и не услышат) уже приносит большое облегчение. А агрессивное вождение помогает поддержать самооценку, почувствовать себя хозяином положения. Ведь, по мнению психолога Леона Джеймса, «автомобиль мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

Агрессивное вождение, как это ни странно прозвучит, в итоге выполняет важную функцию для водителя — оно решает определенную проблему, иногда не одну. Поэтому просто взять и перестать безрассудно вести себя на дороге не получится. А если и получится, тут же найдется другой (не факт, что менее опасный) способ разбираться с неприятностями.

Можно, конечно, и дальше ездить, воображая себя участником автогонки. Но в определенный момент счета за ремонт машины, угроза лишения прав и, не дай бог, травмы разной степени тяжести перевесят, и отмахнуться от мыслей о том, что что-то идет не так, не получится. Тогда придется разобраться в себе и найти способ решать проблемы более безопасно.

А когда накроет желание полихачить — лучше спуститься в метро.

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Андрей Васильев

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулемОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/907461-4-prichiny-agressivnogo-vozhdeni/

Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества | Милосердие.ru

Причины агрессии за рулем

Недавно в Москве случился очередной скандал: водитель белой «Тойоты Камри» набросился с кулаками на женщину с ребенком. По версии автомобилиста, ему не уступили дорогу, а по версии женщины-пешехода, водитель и не думал останавливаться.

У пострадавшей зафиксированы гематомы и подозрение на сотрясение головного мозга, а малышу потребовалась помощь психологов.

А вот другая история: 26-летний счастливый отец вез супругу с новорожденным из роддома. Таксист ехал неосторожно и чуть не попал в ДТП. Пассажир сделал замечание, в ответ водитель с кастетом напал на мужчину и избил. Пострадавшего госпитализировали с многочисленными ушибами, переломом лицевой кости и открытой черепно-мозговой травмой головы.

Откуда в участниках движения появляется агрессия? Почему общение на дорогах доходит до драк, а то и до убийств?

Все болезни от нервов

В подавляющем большинстве случаев конфликты на дорогах не имеют реальных причин – они возникают не из-за дорожно-транспортных происшествий, а из-за мнимых обид и «неуважения».

«В первую очередь, конфликты на дорогах связаны с повышенной нервозностью водителей, вызванной бешеным ритмом жизни современных крупных городов, – замечает Алена Ал-Ас, психолог.

– Большинство водителей, особенно на дорогих автомобилях, много работают, спешат по своим делам. Пробки и любые промедления на дороге они воспринимают близко к сердцу, или, точнее – “близко к нервам”.

Начинают переживать, что не смогут вовремя прибыть на работу или встречу, будут вынуждены объясняться с коллегами, руководителями, партнерами, а то и потеряют свои деньги.

Это одна из первых причин агрессии за рулем. Как ни странно, она прямо связана и с таким “материальным” фактором как низкий уровень логистической организации в крупных российских городах, вечные проблемы и с дорожным покрытием, и с управлением дорожным движением, которые порождают пробки, нерациональность в направлении транспортных потоков, многочисленные дорожно-транспортные происшествия».

Алексей Козлов, автогонщик, водитель с огромным опытом, соглашается с этой мыслью. Первопричина агрессивного поведения за рулем – состояние общества.

«Счастливый, довольный жизнью человек, скорее, будет добр, нежели агрессивен. А когда у тебя проблем много, денег мало, все вокруг нервные, – отсюда конфликты и скандалы, и на дороге в том числе.

Если сравнивать нас и Европу в плане агрессии за рулем, то это земля и небо. Там люди успешнее, а поэтому спокойнее».

Алексей Козлов

А вот Андрей Путято, директор Центра совершенствования водительского мастерства «Штурман», чемпион КГБ СССР по автоспорту, полагает, что водители везде одинаковые, в какой бы стране мы ни оказались. И напоминает, что дорога – фактически зеркало нашего общества.

«Из кого состоит транспортный поток? Заметьте, что это не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно.

Этот поток – единственная общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно.

Здесь люди, разные и по интеллекту, и по образованию. И мужчины, и женщины, и нервные, и спокойные. Кто-то только что стал отцом, а кто-то, допустим, только что кого-то убил. Люди с ножами, с пистолетами, с бейсбольными битами. Поэтому вряд ли стоит удивляться агрессивному поведению».

Вообще, замечает эксперт, психология потока, дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже.

Машина как фетиш?

Фото с сайта spokoino.ru

Есть разные точки зрения на то, может ли сам автомобиль провоцировать нас на агрессивное поведение. Ездил человек себе на трамвайчике и вдруг стал владельцем машины. А если еще и модной, дорогой, престижной? Неужели это не сбивает с толку, не дает повода для пафоса? Все ли проходят эти «медные трубы» и способны не позволить себе загордиться и считать себя круче остальных?

В машине, замечают психологи, человек часто ощущает себя «в домике». То есть защищенным от остального мира. А еще этот «домик» красив и быстр! И появляется самоуверенность, иногда ложная.

«Когда ты сидишь в машине – в этаком железном ящике, создается дополнительное ощущение надежности. И если человек изначально настроен на агрессию, это его провоцирует», – полагает Алексей Козлов.

Причем, замечает эксперт, чаще агрессия проявляется к тому, кто не может ответить. И обычно в этой ситуации страдает пешеход – он заведомо слабее. «Представьте: вы – на машине, а на дороге бабушка, или ребенок, или женщина, или просто слабый человек.

На них проще вылить гнев, который на самом деле вызван иными причинами. Это та самая стандартная ситуация, знакомая нам всем: когда начальник отругал человека на работе, а тот дома набросился на жену, а та на ребенка и так далее», – говорит Алексей.

И действительно, этот жизненный эпизод, отраженный в ироничном рисунке Херлуфа Бидструпа, все чаще случается в нашей жизни – и на дорогах в том числе.

«Сам факт вождения машины может делать человека более агрессивным. Какой-нибудь профессор философии или этики будет у себя на работе спокойным человеком, а на дороге он вдруг превращается в агрессора, а скорее, становится самим собой. Пробки, стрессовые ситуации провоцируют нас на то, что из нас выходит наружу наша резкость, агрессивные черты характера», – полагает Андрей Путято.

Хотя, замечает эксперт, иногда такое поведение за рулем объяснимо и нашей физиологией. Скажем, молодых водителей бесполезно ругать за скорость – они горячи, им хочется быть быстрыми, это естественное поведение.

Это, скорее, лихачество молодости, не негативная агрессия.

«Я тоже любил быстро ездить в молодости, но в какой-то момент задумался: а как это выглядит со стороны? С тех пор я уже давно задумываюсь, не повредит ли мой маневр другим водителям», – приводит специалист в пример собственный опыт.

Комплекс Наполеона на дорогах

Психолог Алена Ал-Ас отмечает, что важную роль играют индивидуальные психологические факторы. «Например, многим людям свойственно “зазнаваться”, если они получают более или менее высокий доход или занимают руководящие должности.

Особенно это характерно для молодых людей, которым повезло устроиться на престижную работу, или работу, дающую определенные преимущества.

У них быстро развивается «комплекс Наполеона», который характеризуется пренебрежительным отношением к менее обеспеченным людям».

Впрочем, признает эксперт, иногда скандалы на дорогах устраивают и люди в годах, но это уже привычное поведение.

«Тут надо сказать, что многие из них действительно агрессивны, так как долгие годы и даже десятилетия ритм жизни в России предполагал необходимость агрессивного поведения по модели “если не ты, то тебя”.

Поэтому те, кто не хотел оставаться внизу социальной иерархии, были вынуждены становиться агрессивными, даже вырабатывать в себе эту агрессию искусственно».

Ну а если возвращаться к идее о том, что дорога отражает нашу жизнь, то стоит признать: часто отсутствие должного воспитания у участников движения, уровень действительного (а не формального) образования и общей культуры не позволяет им понимать абсурдность и негативность своего агрессивного поведения.

«Такой агрессивный водитель считает, что именно такое поведение и есть главный признак солидного и уверенного в себе человека. Однако пререкания и драки на дорогах не имеют никакого отношения к “здоровой” агрессивности и целеустремленности человека-победителя, соревнующегося с конкурентами на политическом, экономическом, спортивном, культурном пространстве», – напоминает Алена Ал-Ас.

Крутая BMW или ржавая «восьмерка» – кого бояться?

Очень часто встречаются исследования, по данным которых владельцы определенных марок машин более агрессивны, а на других ездят водители спокойные и миролюбивые. К примеру, часто к «агрессивным» причисляют BMW и «восьмерки», а еще джипы и прочие «большие машины». Так ли это? Эксперты с таким подходом не согласны.

Не всегда агрессия провоцируется появлением у человека дорогой машины. Грубый невоспитанный человек может быть и бедным, и богатым. «Есть люди, имеющие дорогие автомобили, но ведущие себя на дорогах вежливо.

А бывают, к примеру, всяческие “кавказские свадьбы” с гонками на дорогах в Москве – там даже полиция опасается вмешиваться, хотя сейчас уже, кажется, с такими агрессивными водителями, нарочито не соблюдающими ПДД, начинают бороться, – подчеркивает Андрей Путято.

– Я знаю водителей машин, марки которых считаются “агрессивными”, но они совершенно спокойны за рулем, а бывает и наоборот. То есть привязка агрессии к каким-то маркам машины не носит массовый характер».

Как рассказывает Алексей Козлов, в 1990-е годы он заметил интересную тенденцию – тогда наш рынок наводнили иномарки, и люди на престижных иностранных автомобилях стали вести себя даже вежливее, чем водители на старых «Жигулях».

«Они стали пропускать машины, пешеходов. Конечно, были и бандиты на дорогих машинах, но все же была такая тенденция: состоявшиеся, успешные люди добрее», – полагает эксперт.

Кстати, многие психологи считают, что поведение на дороге часто маскирует скрытые проявления сексуальной агрессии. «Бешеный» водитель пытается подавить соперника, показывая свою жесткость.

На самом деле, такой человек и без автомобиля вел бы себя подобным образом, а автомобиль становится лишь дополнительным инструментом в его руках.

В то же время, спокойные люди, не имеющие подобных отклонений и комплексов, остаются дружелюбными и адекватными и за рулем дорогого автомобиля, и на высокой должности.

Больше знаний – сохраннее нервы

Одной из важных причин неадекватного поведения водителей становится и общая неразбериха на наших дорогах. Алена Ал-Ас замечает, что сейчас нет полноценной проверки психического здоровья водителей. В большинстве случаев прием у психиатра перед получением прав – это чистая формальность.

Фото с сайта vesti.ru

«Если человек не находился на учете у психиатра или невропатолога, он получает права без проблем. Но количество психически нездоровых людей отнюдь не равно количеству зарегистрированных сумасшедших, – напоминает психолог. – В действительности психические отклонения имеют многие люди, которые в повседневной жизни кажутся нам нормальными.

Прибавим сюда людей с изменениями в психике после травм – это действующие и бывшие сотрудники силовых структур с контузиями и ранениями, спортсмены, особенно контактных видов спорта (единоборств).

Свою роль в агрессивности играют и особенности биографии людей, например, отбывание наказания в местах лишения свободы, занятие преступной деятельностью и так далее».

А Андрей Путято замечает, что водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести на дорогах. Да и Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. В итоге часто агрессия – это реакция на неправильное поведение другого водителя, или наоборот – мы за агрессию принимаем ошибочные действия водителя, замечает эксперт.

«Вот пример: один водитель перестраивается с помощью сферического зеркала – оно дает больший обзор, но уменьшает объекты, и кажется, что задние машины далеко. А водитель, следующий сзади, считает, что его намеренно подрезали. Так возникают конфликты.

Кстати, американцы провели интересное исследование. В ходе изучения причин аварий они убедились, что чаще это не нетрезвый водитель, а просто незнание техники вождения. Элементарные ошибки приводят к агрессии», – говорит Андрей Путято.

Почему еще проявляется в нас на дорогах нервозность и раздражительность? Это и сами условия: безобразное качество дорог в том числе, плохая пропускная способность, бесконечные ремонты, сужения проезжей части.

Во многих европейских странах, напоминает Андрей Путято,  на всех перекрестках есть знаки «главная дорога» и «уступи дорогу». У нас этого нет, в итоге – пробки из-за частых аварий на ровном месте. Ну а ДТП, опять же, вызывает стрессы у всех участников движения.

Или вот еще частая ошибка водителей – выезд на перекресток, занятый другими машинами. Это тоже приводит к пробкам и каше на дорогах.

Правда, сейчас появляются сдерживающие факторы. Например, камер на дорогах все больше – и водители вынуждены сдерживать скорость. Как замечает эксперт, если бы жители городов приучили себя всегда двигаться равномерно и в рамках указанной скорости, то пробок – и стресса! – было бы в разы меньше.

«Знаете, когда Москва движется с наибольшей пропускной способностью улиц? Оказывается, во время сильного гололеда, – замечает Андрей Путято.

РИА Новости / Владимир Сергеев

– Потому что все едут аккуратно, друг за другом, и это монотонное упорядоченное движение сильно влияет на пропускную способность города».

Принципы вождения в крупных городах не соблюдают таксисты-приезжие, которые не знают ни Москвы и ее улиц, ни того, как себя вести. Наглость и неумение ездить таких водителей тоже провоцируют окружающих водителей на ответное хамство.

Кстати, рассказывает Андрей Путято, умения правильно водить и вести себя на дорогах недостает, как ни странно, и водителям карет скорой помощи: «Скандалы и конфликты водителей с водителями скорой помощи, которые все чаще случаются на наших дорогах, нередко происходят не только из-за агрессии других автовладельцев, а еще и по причине неумения водителей скорой грамотно ездить. Я бы, например, с удовольствием бесплатно обучал их. Водителям скоропомощных машин не хватает спецподготовки. Они, например, не могут объехать машину. Да, они наталкиваются на хулиганов за рулем или на грубиянов – такие не пропустят никого, но умелый водитель обошел бы это препятствие».

Андрей Путято уверен: спасет только повышение культурного уровня – как общего, так и каждого водителя. «Раньше я пытался объезжать пробки, у меня хорошая техника, знание Москвы. Но сейчас я спокойно встаю в пробку, это меня не раздражает. И оказывается, что не так это и страшно. Я приучил себя быть великодушным».

Тенденция быть великодушным на дороге возвращается. Водители стали пропускать друг друга, чаще проявляют вежливость, мы стали понимать, скажем, что такое пропускать машины в пробке через одну, а пропустить пешехода на «зебре» – это вообще в порядке вещей. По мнению эксперта, постепенно агрессии на дорогах будет все меньше.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/psihologiya-potoka-agressiya-na-dorogah-otrazhaet-sostoyanie-obshhestva/

Причины агрессии за рулем

Причины агрессии за рулем

Нервные, стрессовые ситуации уже давно стали частью жизни современного человека. Не обошла эта негативная сторона и область поведения на дороге.

С увеличением количества машин становится больше агрессивных водителей, хамов и просто лихачей, которые создают аварийные ситуации во время вождения. Нарушение правил не значит смелость и своеволие в поведении, зачастую это просто проявление агрессии и гнева.

В чем причина подобного поведения? Инструкторы по вождению попытались разобраться в этом вопросе.

Причины, вызывающие агрессию

Итак, основных причин, которые вызывают агрессивное поведение водителей за рулем, несколько, и все они кроются в нашем подсознании. Даже самый спокойный человек может стать неуравновешенным типом, садясь за руль. Причинами такого отрицательного «преображения» могут быть следующие психологические аспекты:

  1. Подсознательное разделение водителей на «своих» и «чужих».
  2. Мнимое чувство безопасности за рулем и анонимность.
  3. Частые и долгие пробки.
  4. Плохие дороги.
  5. Производители авто и реклама.

«Свой» — «чужой»

Рассмотрим подробнее первую причину, а именно бессознательное разделение на категории всех водителей. Каждый водитель неосознанно разделяет всех людей на тех, которые вызывают симпатию и тех, которые не вызывают ее.

Если мы видим водителя, непохожего на нас или не вызывающего симпатию, то мы сразу, на подсознательном уровне, начинаем испытывать чувство неприязни к нему.

Хотя эта неприязнь может быть иллюзорной, ведь одна модель поведения может быть неприменима к разным людям, даже если они из одной социальной категории.

А мы в это время стараемся делить людей на классы, группы, «вешать ярлыки» и поддаваться  стереотипам, что в корне неверно и может пагубно сказаться на дорожной ситуации.

Необходимо абстрагироваться от стереотипных суждений и попробовать непредвзято взглянуть на каждого автомобилиста, чтобы сохранить свои нервы и здоровье окружающих.

Мнимая безопасность и анонимность за рулем

Следующей немаловажной причиной является мнимая безопасность и анонимность за рулем. Данное обстоятельство может стать причиной агрессии, когда вы ругаетесь на проезжающий мимо автомобиль, который совершил объезд не по правилам, сидя у себя в машине. Либо нервничаете, пропуская пешеходов, и начинаете тихо выругиваться на них, хотя они вас даже не слышат.

Именно это ощущение, что вы в безопасности, что вы внутри своей машины, и никто не сможет вас идентифицировать, и вызывает причину ругани за рулем, а также отпускания весьма не лестных слов в адрес окружающим водителям и пешеходам.

И опять же здесь роль играет наше неуемное подсознание, выводя наружу потаенные действия, кажущиеся с точки зрения морали неприемлемыми. Особенно это касается мегаполисов: здесь водитель оказывается среди множества незнакомых ему людей, и чувство анонимности только возрастет.

Сейчас немного исправляет ситуацию запрет тонировки, так как человек уже не чувствует себя анонимной личностью, и желание сквернословить, а также нарушать ПДД «по-тихому» пропадает.

Также для ликвидации «анонимных» нарушителей предлагается ввести специальную программу, согласно которой граждане, заметившие нарушителя, смогут информировать о нарушении органы власти и государственного контроля.

Что касается чувства защищенности, то здесь напрямую играет роль размер автомобиля. Чем крупнее по размерам ваша «ласточка», тем вы будете больше чувствовать себя «выше» окружающих. Поэтому хамов и нарушителей на больших авто можно чаще увидеть раздраженными, чем водителей на небольших машинах.

Пробки на дорогах

Итак, третья причина — это, без сомнения, пробки на дорогах. Изнурительное и долгое нахождение в пробке, может стать причиной стресса и даже нервного срыва.

Однако, специалисты утверждают, что основная причина кроется в том, что пробка похожа на очередь, и люди начинают вести себя так, будто долго находятся в этой самой очереди.

Отсутствие точной информации о длительности и причине пробки, а также отсутствие общей картины дорожной ситуации перед глазам может привести к стрессовой ситуации. Водитель начинает ворчать на окружающих и мысленно «поторапливать», чтобы автомобили двигались быстрее.

Раздраженность автомобилистов только увеличивается с приближением к окончанию пробки.

Вносит свою лепту и двойственность мышления, возникающая из-за того, что водитель необъективно рассматривает себя и окружающих, то есть всегда считает себя правым на дороге, а окружающих — виноватыми. В такой ситуации важно посмотреть на себя со стороны и подумать: может быть, это вы нарушили правило, а не окружающие вас водители?

Плохие дороги

Состояние и уровень качества дорог также являются немаловажным фактором стресса водителей. Неуравновешенность психологического состояния могут вызвать недостатки самой трассы. Ширина дороги влияет на повышение скорости, а ее качество — на качество самого автомобиля.

Эксперты предлагают устанавливать светофоры и островки безопасности, чтобы водители не разгонялись.

Реклама автомобильной тематики

И последняя причина, но не самая маловажная — это поведение самих производителей машин и содержание рекламных носителей автомобильной тематики.

Зачастую реклама сама провоцирует нас быть «быстрее, выше, сильнее» на автомобиле, тем самым подвергая опасности на дороге и делая нас раздражительными.

Поэтому воспринимать такую рекламу всерьез не стоит, советуют автоинструкторы, это просто коммерческие компании играют с нашим воображением, чтобы получить свою заветную прибыль.

Можно отнестись к агрессивной рекламе с юмором, ведь ситуация на дорогах постепенно меняется, и в перспективе лихачей, разъезжающих на необъятных автомобилях, может совсем не остаться.

Сейчас многие водители приобретают небольшие по размеру авто для повышения маневренности и снижения затрат.

материал на тему причин агрессии за рулем:

Желаем вам спокойного вождения!

Изображение для статьи взято с сайта www.auto.mail.ru.

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/prichiny_agressii_za_rulem/

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы

Причины агрессии за рулем

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки 19-летней барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ.

Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой.

Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения.

При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать.

Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих.

«Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки.

Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Источник: www.cnbc.cmu.edu

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными.

Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем).

А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Стресс — причина агрессии

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле.

А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта. Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа.

Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции.

«Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства.

Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это..

Это безопасное вождение? Источник: www.news.com.au

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это…“ И варианты ответов:

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1.Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику.

Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности.

Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать.

Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело.

Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Читать про: агрессия , психология

Источники:

  1. Ну кто так ездит! — Есть что почитать… 

Источник: https://good-tips.pro/index.php/publications/road-rage

Почему возникает агрессия за рулем?

Причины агрессии за рулем

Когда мы находимся на дороге внутри автомобиля, то мы как бы одновременно находимся во взаимодействии с другими водителями, т.е. в компании, и в то же время наедине с собой, под иллюзорной защитой своего кузова. Тут надо понимать, что прилюдно мы ведем себя по-особенному.

Нас заботит то, что о нас подумают другие, мы словно надеваем маски, под которыми прячем себя настоящих. В машине носить маску смысла нет. Вот тут и раскрывается во всей красе характер владельца.  Чтобы избавиться от этой дурной привычки — испытывать гнев, ведя машину, нужно сначала разобраться, каковы основные причины агрессии.

В психологии свои законы: изменить можно только то, что осознал.

Всю свою жизнь человек самоутверждается (это одна из базовых потребностей).

Сделать это можно двумя способами. Первый способ — это самоутверждение за счет собственного роста и развития. Эти люди заняты собой. Они постоянно чего-то добиваются и совершенствуются. В работе, хобби, в собственной семье.

Кто-то ступает на следующую ступень в профессиональной карьере, кто-то осваивает новые танцевальные па или асаны йоги, учится готовить сложные блюда, совершенствует своё тело в спортзале, оттачивает броски по кольцу, пишет новую книгу… Список можно продолжать до бесконечности.

Главное, что энергия расходуется с пользой и на благие дела.

Способ второй — самоутверждаться за счет унижения других («Ну раз уж себя поднимать не удается, так хоть другого оскорблю. А там, глядишь, на его фоне солидно выглядеть буду»). Саморазвитие — процесс сложный, требует душевных и духовных затрат. Лень.

Потому обычные отговорки  таких людей — «нет времени» или «я уже сделал всё, что мог» (что невозможно, т.к. совершенству нет предела). И всё бы ничего, но бессознательная неудовлетворенность собой и зависть к успеху других раздражают и злят. Выбрасывать эту злость на дороге очень удобно, ведь от ответной агрессии защищает корпус автомобиля.

Особенно приятно ненавидеть водителей дорогих иномарок («Накупили тут, а ездить не умеют!»).

Правила социального поведения предписывают сдержанность в проявлении эмоций.

А тем временем, напряжение накапливается, и в один прекрасный день требует выхода. Можно, конечно, «отработать» агрессию на своих домашних, и многие это с удовольствием делают.

Либо же использовать для этих целей автомобиль:  выбросить накопившееся недовольство в виде потока агрессии и ругательств на «чайников», «редисок» и иже с ними — избавляясь, таким образом, от стресса и давая выход своим эмоциям.

Тем боле, что многие так мало бывают у себя в квартире, что машина для них — чуть ли не единственное место, где они чувствуют себя комфортно и естественно.

Некоторые люди привыкли перекладывать ответственность за всё происходящее вокруг них на других

Их очень легко узнать. Постоянное недовольство близкими, соседями, коллегами, политиками, погодой и обвинения в их адрес. Эти люди  часто на кого-либо или что-либо обижены. И дорога — не исключение. Там тоже все виноваты.

Новички подражают «умелым» водителям

Если агрессивное поведение на дороге демонстрирует новичок, то, скорее всего, так он подражает умелому водителю, либо борется со страхом вождения. Эдакая компенсация. Ругая окружающих водителей, перестаёшь на время думать о собственном страхе. Сложно сказать, насколько этот способ  эффективен. Может сработать, а может и нет.

Некоторым не очень повезло с воспитанием.

Одних в детстве мало любили, ругали за всё подряд. Другим, наоборот, всё позволяли, хвалили даже там, где хвалить не за что. Вести себя на дороге оба будут одинаково агрессивно. Первые — из-за того, что с детства Мир к ним недоброжелателен и агрессивен, и они ему платят тем же.

Вторые — из-за того, что с детства считали, что Мир принадлежит только им, и все в этом Мире им подчиняются и угождают. Даже став взрослыми, они не хотят отказываться от этой мысли и проявляют агрессию в адрес каждого, кто хоть как-то становится у них на пути. В том числе на пути их автомобиля.

У обоих, выражаясь психологическим языком, нарушена потребность в безопасности, нет четкого понимания о том, что хорошо, а что плохо в этом самом Мире — не объяснили в детстве.  Такие люди часто не уверены в себе и в большинстве своем останавливают свой выбор на больших автомобилях.

Машина для них представляет собой разновидность частного защищенного пространства (эдакий небольшой уютный танк), возвращая своим владельцам утраченное чувство безопасности и безнаказанности.

Помимо этого, такие люди часто отдают предпочтение крупным внедорожникам — в них особенно легко вообразить, что никакие внешние проблемы не могут тебя затронуть.

Этими же качествами обзаводятся люди после длительного пребывания в атмосфере лести и исключительного социального положения. Некоторые начинают верить в то, что исключительным является не только их положение, но и они сами.

Но это всё, конечно, не про Вас

Это лишь для того, чтобы Вы понимали, что те, кто проявляет в отношении Вас агрессию на дороге, заслуживают больше сочувствия и понимания. Поймите, простите и спокойно продолжайте свой путь.

То, что человек вообще решается получить водительское удостоверение и водить автомобиль, является признаком взрослости.

У тех, кто говорит о страхе перед вождением или нехватке времени на обучение, причиной, скорее всего, будет страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения (а их на дороге может быть до десятков в минуту) и той ответственностью за эти решения, которую накладывает на нас вождение автомобиля. Ведь цена ответственности высока — здоровье и жизнь.

Сотрудники ОГИБДД УМВД России по городу Брянску очередной раз призывают Вас соблюдать Правила дорожного движения. Будьте взаимовежливыми на улицах и дорогах! Счастливого пути!

Источник: http://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/rekomendaczii-uchastnikam-dorozhnogo-dvizheniya/192-pochemu-voznikaet-agressiya-za-rulem

Спорам нет
Добавить комментарий