Правила езды по бездорожью

Езда по бездорожью — как правильно ездить чтобы избежать проблем

Правила езды по бездорожью

Если вы водите машину, то рано или поздно вам придется свернуть с асфальтированной трассы на проселочную дорогу или вообще оказаться в месте, где дорог нет.

И дело даже не в том, что российские дороги – притча во языцех, просто имея автомобиль, всегда хочется разнообразить свой досуг, расширить горизонты – выехать за город, на речку, на дачу или на пикник.

 Как правило, в этих местах хороших дорог нет.

Поэтому каждому водителю за рулём необходимо иметь навыки езды по плохим дорогам и даже по бездорожью.

Главное правило в таких ситуациях – это оценить технические возможности своего автомобиля, чтобы принять верное решение: искать объезд или рискнуть и поехать по плохому пути дальше. Вы должны быть уверенны в своей машине, но не самоуверенны – иначе все может кончиться как в известной поговорке: «чем мощнее автомобиль, тем дальше бежать за трактором».

Бездорожье требует от автомобиля повышенной мощности, большей тяги. Этого можно достичь, двигаясь на низкой передаче. Поэтому, если у вас «механика» — не переключайтесь на самые высокие скорости, а если «автомат» — установите принудительное ограничение максимальной передачи (D2, D3).

Как правильно ездить по грунтовой дороге

Грунтовые дороги отличаются неровным покрытием, наличием различных ям, ухабов и кочек, машину может в любой момент резко бросить в сторону при попадании в яму или наезде на препятствие, поэтому руль надо держать как можно крепче, желательно двумя руками. Дорогу приходится выбирать особенно тщательно, объезжая плохие места, поэтому вам понадобится хороший обзор. Если видимость недостаточная — подложите что-нибудь на сиденье, чтобы сидеть повыше и лучше видеть дорогу перед собой.

На грунтовой дороге часто машинами наезживается колея. Передвижение по ней тоже имеет несколько секретов.

При езде в колее обычно возникают сильные боковые толчки, поэтому не набирайте высокую скорость, иначе вы рискуете опрокинуться. Пассажирам лучше держаться крепче, например, за специальные поручни и крепления, чтобы не получить травму.

Часто бывает трудно выехать из колеи, особенно, если она глубокая – автомобиль отбрасывает обратно. В таком случае нужно применить маятниковое движение рулем, раскачать автомобиль, а затем с резким поворотом в сторону выезда нажать на газ. Пересекать колею лучше не перпендикулярно, а наискосок под углом 45-60°.

Если на дороге встречаются крупные камни, то лучше их объехать. Ведь камень может повредить шины, рулевые тяги, привод, тормозные шланги, и даже пробить поддон картера двигателя с маслом. Если объезд невозможен, то подъехав вплотную к камню замерьте его размеры – сможет ли он безопасно пройти между колес? В любом случае, лучше не полениться и убрать камень с дороги.

Секреты езды по грязи

На скользкой глине или при движении по грязи автомобиль может не слушаться руля и ехать прямо, несмотря на ваши попытки повернуть. Бояться этого не стоит. Лучше снизить скорость и начинать поворачивать заранее с запасом на скольжение: через 10-15 метров автомобиль, как правило, начинает поворачивать.

Если колея, по которой вы едете, переходит в грязь или лужу, то лучше продолжать движение прямо и ехать в грязь, потому что дно колеи обычно неплохо утрамбовано.

Однако, если лужа большая, то сперва надо проверить ее глубину и плотность грунта какой-нибудь палкой, а затем осторожно въехать в лужу только передними колесами.

Если вы почувствуете, что машина начинает погружаться в грязь, то давайте задний ход и ищите объезд. Так будет безопаснее.

Грязь и распутицу лучше преодолевать с разгону и, ни в коем случае не останавливаясь, иначе вы можете застрять посреди размытого участка и больше не тронуться.

Но слишком давить на газ тоже не следует – могут забуксовать колеса, поэтому необходимо держать немного повышенные, но стабильные обороты.

Если же колеса все-таки забуксовали, то давить сильнее на газ тем более не следует – машина зароется в грязь еще сильнее, и тогда самой вы точно выбраться не сможете. Можно попробовать осторожно выехать назад по собственным следам.

Если и это не удалось, то придется откапывать колеса, подкладывать под них плотный материал: хворост, доски, ножной коврик, а в некоторых случаях чехлы от сидений или даже одежду.

Если вы едите с пассажирами, то иногда может помочь пересадка пассажиров: надо перераспределить вес в сторону ведущих колес.

Отдельно надо сказать про езду по косогору, особенно влажному. Неопытным водительницам может показаться, что их машина вот-вот опрокинется, но такое вряд ли случится, особенно с легковым автомобилем. Максимум чем это грозит — машина сползет, причем как боком, так и задом. Поэтому, если есть такая возможность, по косогору лучше вообще не ехать.

Буксировка застрявшего автомобиля

Если вы застряли, и справиться с проблемой самостоятельно не получается, то вам остается приготовить буксирный трос и ждать, пока вас вытянут.

Некоторые автолюбители часто допускают одну ошибку — цепляют трос за бампер своей машины вместо специальных креплений. Этого делать нельзя ни в коем случае: помнете бампер или даже повредите крылья. Рулевые тяги, стабилизатор, рычаги-подвески, задний мост — тоже не лучшие места для крепления троса, для этого необходимо использовать штатные крюки.

При движении на буксире нужно заранее договориться о сигналах. Наример, один длинный гудок – «двигаемся медленнее», два коротких – «останавливаемся». Поворачивать при буксировке следует особенно осторожно, следите, чтобы трос не перехлестнуло и он не повредил облицовку.

Форсирование водных препятствий

Небольшую речку с невязкими и некрутыми берегами можно вполне спокойно переехать. Нужно только замерить глубину и определить, не вязкое ли дно.

Максимально допустимая глубина для форсирования ручья или реки – не более половины высоты колеса вашего легкового автомобиля.

Также следует внимательно осмотреть противоположный берег – насколько он крутой, возьмет ли его машина и не застрянет ли ваша машина в воде. Выгоднее в этом отношении иметь переднеприводной автомобиль, ему будет легче взобраться на берег.

Форсируя речку, осторожно подкатитесь к воде и плавно, слегка увеличив газ (чтобы вода не попала в глушитель), переезжайте брод. Спешить, а тем более заезжать в воду с разгона, не стоит. Вы поднимите высокую волну, которая заглушит двигатель. А снова запустить его в воде у вас вряд ли получится.

Снег и песок: секреты движения по рыхлым поверхностям

В песке или глубоком снегу автомобиль часто вязнет, а колеса легко срываются в прокрутку и буксуют. Идеально – двигаться по уже накатанной колее, иначе вы рискуете завязнуть.

Если у вас нет цепей на колесах, и к тому же установлены обычные шины, то шансов проехать нет почти никаких. Не помогут даже шипы – в рыхлом снегу от них нет никакой пользы.

От езды по такой поверхности лучше отказаться сразу.

Есть один секрет, связанный с шинами.

Некоторые водители повышают проходимость своих автомобилей при движении по рыхлым дорогам, спуская наполовину (а то и более) давление в шинах. В результате давление воздуха падает, шины расплющиваются и, словно лыжи, не дают автомобилю сильно утопать в песке или снегу. Если других вариантов нет, то можно применить и такой способ.

Мар.17.2012         Статьи         Отзывы (0)        

Другие статьи по теме

Источник: http://carelectro.ru/stati/ezda-po-bezdorozhyu-kak-izbezhat-probl

Основные приемы вождения автомобиля по бездорожью

Правила езды по бездорожью

По сухой пашне летом, а также зимой, когда пашня замерзла и покрыта небольшим слоем снега, путь движения выбирают под углом к направлению борозд или вдоль них и ведут автомобиль па низшей передаче с равномерной скоростью. В распутицу, когда пашня пропитывается водой на большую глубину, ее лучше объехать во избежание застревания автомобиля.

На песчаной местности, имеющей слабо связанный грунт, колеса углубляются в песок и сопротивление движению резко возрастает.

Небольшой участок сухого песка преодолевается автомобилем по инерции. Автомобиль предварительно разгоняют, и участок преодолевают с ходу на одной из высших передач.

Большие участки песка преодолеваются обычно с включенным передним мостом на пониженной передаче при постоянных оборотах коленчатого вала.

При этом для уменьшения удельного давления колес автомобиля на грунт, что улучшает проходимость по сухому сыпучему песку, допускается кратковременное снижение давления воздуха в обычных шинах на 25%, а на автомобилях со специальными шинами и централизованной регулировкой давления воздуха в них — до 0,5 кг/см2.

Во время движения по песку нельзя делать крутых поворотов, так как при этом сопротивление качению колес увеличивается и автомобиль может остановиться.

Если имеется колея прошедшего автомобиля, ею нужно воспользоваться, так как в колее песок уплотнен и оказывает меньшее сопротивление движению автомобиля.

Когда направление движения совпадает с морским или речным берегом, путь движения следует по возможности выбирать непосредственно у воды по мокрому песку. Мокрый песок настолько уплотняется и выравнивается приливами и отливами воды, что двигаться по нему можно на высшей передаче.

Если автомобиль застрял в песке, не следует допускать буксования колес и раскачивать автомобиль вперед и назад, такие попытки приводят лишь к еще большему погружению колес в песок.

Лучше сразу остановить автомобиль, расчистить песок у передних колес, под задние положить доски, маты из камыша или дорожки из прутьев и начать движение на первой передаче.

При движении автомобильных колонн в этом случае используются металлические или деревянные колейные дороги, а также сетки из стальной проволоки.

Чтобы вывести застрявший в сыпучем песке автомобиль, применяют средства самовытаскивания:

  • деревянный клин (брус, жердь)
  • якорь-самовытаскиватель
  • противобуксатор

Деревянный клип (брус, жердь) увеличивает сцепление колеса с грунтом и позволяет автомобилю выйти из препятствия. Его укладывают по направлению движения в промежуток между шипами под сдвоенные ведущие колеса.

При движении по песку применять цепи противоскольжения нельзя, так как они ухудшают проходимость автомобиля, способствуя большему зарыванию колес в песок.

Распутица

Распутица весной и осенью, а также продолжительные и обильные осадки летом значительно усложняют движение на местности, особенно по глинистым и черноземным грунтам. Известно, например, что в сухую погоду по таким грунтам нетрудно двигаться. Но в распутицу и после сильных дождей глина и чернозем превращаются в густую и липкую грязь, в которой вязнут колеса.

В период распутицы надо стремиться вести автомобиль по возвышенным, преимущественно горизонтальным местам: здесь грунт более твердый. Путь движения выбирают так, чтобы автомобиль не имел крена, а правые и левые колеса двигались по грунту одинаковой влажности и плотности, иначе ведущие колеса, имеющие меньшее сцепление с грунтом, начнут буксовать.

Двигаться лучше на пониженной передаче и при устойчивых оборотах коленчатого вала, включив передний ведущий мост. Если впереди виден участок местности, на котором может забуксовать автомобиль, следует заблаговременно надеть на ведущие колеса цепи противоскольжения.

В тех случаях, когда грунт размок на небольшую глубину, целесообразно с автомобилей, имеющих двойную ошиповку задних колес, снять по одному колесу. Этим достигается увеличение нагрузки колес на грунт и улучшение сцепления их с твердым основанием колен. Рекомендуется одновременно с этим надеть цепи противоскольжения.

Если автомобиль имеет специальные шины и централизованную регулировку давления воздуха в них, то для уверенного движения по местности в распутицу давление в шинах необходимо снизить до 0,5—0,7 кг/см2.

Выбоины на колее и ямы, заполненные грязью или водой, преодолеваются, как правило, на небольшой скорости с большой осторожностью, так как неизвестна их глубина.

При движении по сильно разбитой дороге или по колонному пути обычно снижают скорость движения, сообразуясь с состоянием пути движения. Наиболее крутые выбоины пропускают между колесами или объезжают их, не допуская резких изменений направления движения автомобиля.

Во избежание сильных толчков и ударов нужно следить за тем, чтобы в выбоину не попадали одновременно оба передних или оба задних колеса.

Глубокая колея пропускается между колесами, чтобы избежать повреждения автомобиля или его остановки вследствие посадки ведущих мостов на грунт.

Если ведущие колеса застряли в углублении, канаве, то для вывода автомобиля применяют способ так называемой раскачки.

Сущность его состоит в том, что в результате быстрого переключения передач переднего и заднего хода автомобиль приобретает некоторую инерцию.

Если при этом все-таки не удается вывести автомобиль, под ведущие колеса подкладывают хворост, камни, щебень, шлак, а перед передними колесами расчищают колею, чтобы уменьшить сопротивление движению.

Для вывода автомобиля могут быть также использованы лебедка, самовытаскиватели, противобуксаторы и цепи противоскольжения.

В распутицу и на скользких дорогах следует избегать резких поворотов и торможений автомобиля — возможны занос и опрокидывание. С места надо трогаться плавно, постепенно увеличивая обороты коленчатого вала, избегая буксования колес. Разгон автомобиля с переключением передач осуществляется только на прямых участках дороги. Тормозить надо плавно, без выключения сцепления.

Мокрый луг и заболоченный участок

При движении по мокрому лугу и заболоченным участкам требуются особая осторожность и внимание. Направление движения автомобиля выбирается по кратчайшему пути и без поворотов после предварительной и тщательной разведки.

По такой местности нельзя вести автомобиль по следу другого, так как слой дерна может быть нарушен и автомобиль забуксует. При выборе пути следует обходить места с высокой и сочной травой, так как, как правило, под ней очень мягкий грунт.

Если колеса автомобиля начали буксовать, нужно немедленно выключить передачу, остановиться и принять меры для укрепления пути движения.

Для этого забуксовавшие колеса вывешивают при помощи ваги или домкрата и под них укладывают доски, жерди, ветки или другой подручный материал. Желательно также усилить путь и перед другими колесами.

Убедившись, что имеется достаточное сцепление колес с грунтом, включают низшую передачу и плавно начинают движение.

Рис. Вывешивание колеса автомобилей вагой

Подкапывать дери под колесами нельзя во избежание ослабления грунта. Цепи противоскольжения в этих условиях также не применяются, так как они прорезают несущий слой дерна и колеса проваливаются. В необходимых случаях путь движения через труднопроходимые заболоченные участки усиливают, хворостом, жердями, ветками, камышом и другим подручным материалом.

Редкий лес или кустарник

По редкому лесу или через кустарник следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не наехать на пень или дерево. Перед движением через кустарник рекомендуется проверить, нет ли пней, камней, ям и других препятствий.

Крупный кустарник и пни объезжают или вырубают, иначе могут быть повреждены радиатор, фары, сорван тормозной шланг или топливопровод, погнуты рулевые тяги и т. п. На лесных дорогах часто встречаются глубокие колеи и промоины.

Их преодолевают на низших передачах плавно и осторожно, потому что возможно повреждение автомобиля сучьями и жердями, находящимися в этих промоинах и колеях.

Водные преграды

Водные преграды преодолевают вброд на низшей передаче, избегая поворотов, остановок и переключения передач.

Если автомобиль имеет централизованную регулировку давления воздуха в шинах, то давление в них перед преодолением водной преграды снижают, сообразуясь с состоянием грунта дна, мест входа и выхода из воды.

В необходимых случаях допускается кратковременное снижение давления и в обычных шинах, но не больше чем на 25%.

Преодолению брода предшествует подготовка автомобиля, которая сводится к ослаблению натяжения ремня вентилятора и охлаждению выпускного трубопровода, а также принятию мер к герметизации сцепления и других механизмов автомобилей, специально приспособленных к преодолению глубоких бродов (Урал-375 и др.).

Натяжение ремня вентилятора ослабляют для предотвращения забрызгивания водой приборов электрооборудования, особенно приборов системы зажигания, что может привести к остановке двигателя.

С этой же целью входить в воду нужно осторожно, чтобы не поднять волну, которая может захлестнуть, распределить искровые зажигательные свечи и даже попасть в воздушный фильтр, что неизбежно приведет к перебоям в работе двигателя или к его остановке.

Перед входом в воду необходимо в течение 5—7 мин дать поработать двигателю на малых оборотах холостого хода, за это время температура выпускного трубопровода настолько понизится, что попадание брызг на трубопровод или погружение его в воду не вызовет появления трещин (чугун, из которого отливаются трубопроводы, подвержен растрескиванию при резком изменении температуры).

При движении вброд необходимо все время следить за работой двигателя, не допуская его остановки. В случае если двигатель заглох, надо немедленно принять меры к его запуску, пока вода не успела попасть через глушитель, выпускной трубопровод и выпускные клапаны в цилиндры двигателя.

В момент выхода на берег следует плавно увеличить обороты коленчатого вала.

Выехав на берег, надо остановиться в удобном месте, натянуть вентиляторный ремень, внимательно осмотреть двигатель и удалить с него воду тряпкой или ветошью.

Надо также проверить, не попала ли вода в агрегаты силовой передачи. В случае необходимости сливают смазку и, отделив от нее воду, вновь заправляют в картеры агрегатов.

На первых 0,5—1,0 км пути движения необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего рекомендуется периодически притормаживать на ходу.

Если нет подготовленной переправы, следует тщательно разведать брод и оборудовать его. При этом определяют глубину, состояние дна и направление течения воды.

Направление движения через брод выбирают под углом в сторону течения, на участках с низкими пологими берегами и ровным (без ям) дном, грунт которого должен быть достаточно твердым, чтобы автомобиль не забуксовал и не застрял на переправе.

При глубине брода выше допустимого автомобиль специально подготавливают для преодоления водной преграды.

Вождение автомобиля по снегу сильно затрудняется из-за недостаточного сцепления колес со снежным покровом и большого сопротивления движению, особенно если имеется наст.

Характер снежной целины различен: снег может быть сухим и мокрым, свежим и лежалым, порошистым и крупчатым.

Очень затрудняет движение автомобиля сухой и крупчатый с настом снег, который плохо укатывается колесами.

Для уверенного движения по снегу давление воздуха в шинах снижают до 0,7—1,0 кг/см2; у автомобилей, не имеющих системы регулирования давления в шинах, на колеса надевают цепи противоскольжения.

Снежная целина

Для движения по снежной целине следует выбирать возвышенности и гребни местности, где толщина снежного покрова обычно наименьшая. Одновременно с этим путь движения выбирается по возможности. более прямолинейный, так как повороты в снегу затруднены.

По снегу автомобиль рекомендуется вести иа одной из низших передач при средних оборотах коленчатого вала. Если имеется передний ведущий мост, то его заблаговременно включают. Во время движения по смежной целине нужно быть особенно внимательным и осторожным.

Под снегом могут быть рвы, ямы, выбоины, пни и другие препятствия.

Следует по возможности избегать остановок, так как последующее трогание с места будет затруднено. В случае вынужденной остановки движение надо начинать возможно более плавно на первой передаче и обязательно при малых оборотах коленчатого вала, чтобы не допустить буксования колес.

При буксовании колес автомобиля в снегу попытки продолжить движение обычно приводят к еще большему углублению в снег ведущих колес автомобиля. В этом случае лучше подать автомобиль немного назад и, разогнав его на низшей передаче продолжать движение. Этим способом преодолевают участки с крепким настом, а также снежные сугробы.

Если сугроб длинный, то прием повторяют несколько раз.

Для вывода застрявшего автомобиля следует использовать лебедку, противобуксатор и другие средства самовытаскивания, предварительно расчистив снег перед колесами.

Если этих средств нет, то для вывода застрявшего автомобиля необходимо тщательно: расчистить снег под колесами, подсыпать под ведущие колеса песок, землю или выстелить колею ветками или другим подручным материалом.

Затем следует подать автомобиль назад и с разгона преодолеть трудный участок.

Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, лучше преодолевать с разгона. При этом нужно иметь в виду, что наибольшая глубина снега бывает у подножья подъема.

В случае неудачной попытки автомобиль отводится назад и преодоление подъема повторяется.

Перед спуском в глубоком снегу следует предварительно определить толщину снежного покрова в низине, так как в случае застревания порой невозможно подать автомобиль назад, чтобы преодолеть последующий подъем с разгона.

Замерзший водоем

Эти правила в равной степени относятся и к движению автомобиля по замерзшим водоемам. При этом предварительно проверяется толщина льда и оборудуются места съезда и выезда. Двигаться по льду нужно с открытыми дверями кабины по заранее выбранному направлению, с надетыми цепями противоскольжения, на промежуточных передачах, при средних оборотах коленчатого вала.

Водителя не должен смущать треск льда или выступающая из-под него вода. В случае сильного прогиба льда необходимо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны. Останавливаться на льду в этих случаях нельзя, так как при остановке или застревании автомобиль может провалиться под лед.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/vozhdenie/osnovnye-priemy-vozhdeniya-avtomobilya-po-bezdorozhyu/

Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью

Грунтовые дороги характеризуются наличием большого количества неровностей, поворотов, малых, часто весьма примитивных, мостов и других неожиданно возникающих препятствий. Полевые грунтовые дороги проходят по открытой местности и, в отличие от лесных, более ровные и сухие.

В летнее время на твердых грунтах они часто бывают хорошо накатаны и позволяют двигаться с достаточно высокой скоростью. После дождей состояние полевых дорог резко ухудшается. Однако при ветреной теплой погоде они быстро просыхают и становятся вновь пригодными для движения.

Намного хуже лесные грунтовые дороги. На них много непросыхающих даже летом больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутых закрытых поворотов, много высоко выступающих корневищ. Вероятность застревания на лесной дороге обычно в несколько раз больше, чем на полевой. Эти обстоятельства надо учитывать при выборе маршрута движения и по возможности избегать лесных дорог.

Равномерно выбитая грунтовая дорога позволяет двигаться с примерно постоянной скоростью без переключения передач, но требует непрерывной работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжаются или пропускаются между колесами.

Если есть возможность выбора: пропустить между колесами или объехать, то выбирается последнее, так как безобидный на первый взгляд ком глины или снега может оказаться камнем, льдиной, куском металла или иным твердым предметом, попадание которого под машину крайне нежелательно.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В дождливую погоду или распутицу на сравнительно ровных грунтовых (обычно полевых) дорогах скапливается местами большое количество воды, образуя длинные неглубокие лужи. Такие лужи преодолеваются без снижения скорости с закрытыми жалюзи (если они есть). Однако при преодолении глубоких луж вода может достать до концов лопастей вентилятора.

При этом она разбрасывается в подкапотном пространстве двигателя и попадает на приборы системы зажигания. Двигатель в этом случае глохнет. Если пустить его не удается, необходимо открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем просушить подкапотное пространство, оставив капот открытым на 10— 15 мин. После просушки двигатель, как правило, вновь работает нормально.

Дальнейшее движение производится с большей осторожностью.

При движении по глубокой колее автомобиль направляется строго по ее середине. Водитель постоянно следит за глубиной колеи. Если она превышает величину дорожного просвета, то возможно задевание низшими точками автомобиля за грунт.

Очень глубокая колея пропускается между колесами, для чего колеса одного борта направляются по гребню колеи, а второго — по обочине (при движении с прицепом этого делать нельзя). Вывод автомобиля из колеи производится быстрым поворотом рулевого колеса в месте, где глубина колеи наименьшая.

Для облегчения выезда можно в колее прорыть направляющие канавки для колес.

На мокрых профилированных дорогах без колеи, имеющих крутой профиль, очень велика вероятность заноса автомобиля. Двигаться здесь надо равномерно по самому гребню дороги на малой скорости в постоянной готовности к быстрому гашению возникающего заноса.

Дороги и участки бездорожья с мягкими грунтами {(глинистые, болотистые, песчаные, покрытые снегом) имеют две характерные особенности: они обладают большим сопротивлением качению колес и в то же время не всегда обеспечивают необходимое для движения сцепление колес с дорогой.

Частицы грунта слабо связаны Между собой и под воздействием веса автомобиля раздвигаются в стороны. При этом колеса глубоко погружаются в грунт и для движения необходима большая тяга. Однако нередко грунт не способен обеспечить реализацию необходимой силы тяги на колесах, хотя она и может быть создана автомобилем.

Возникает проблема: для обеспечения движения на ведущих колесах необходимо создавать наибольшую тягу, а она вследствие слабых сил сцепления не может быть реализована. При таком соотношении сил автомобиль, естественно, теряет способность двигаться. Но опытные водители преодолевают все-таки эти тяжелые участки.

Как им это удается? Разумеется, прежде всего созданием на колесах наибольшей тяги, которая достигается включением пониженных передач в КП и созданием режима работы двигателя с наибольшим крутящим моментом в диапазоне АБ. Но это еще не все.

Сопротивление движению на мягких грунтах не остается постоянным, оно по пути движения автомобиля непрерывно меняется. Рыхлый грунт, песок, дорожная грязь не лежат ровной массой, обычно это весьма неравномерные по сопротивлению слои. Для преодоления участков с повышенным сопротивлением движению нужна еще какая-то дополнительная сила.

Такой силой является сила инерции. Она создается водителем за счет скорости движения. Чем больше скорость движения, тем большей кинетической энергией обладает автомобиль и возникает большая сила инерции, которая и помогает преодолевать с ходу участки с повышенным сопротивлением качению.

Большое значение имеет правильный выбор направления движения через отдельные препятствия и тяжелые участки. На любой местности всегда имеются определенные признаки, зная которые водитель может выбрать наиболее верное направление движения. Основным из них являются следы прошедших ранее машин.

Правда, следы, оставленные грузовыми автомобилями, еще не дают полной уверенности в преодолении этих участков на легковом автомобиле; к ним надо относиться осторожно. Но там, где есть следы легковых автомобилей, можно смело по ним двигаться; чем следы отчетливее и свежее, тем двигаться увереннее.

Еще несколько рекомендаций по вождению автомобиля по тяжелым грунтам.

Во-первых, следует избегать остановок на этих участках, так как при этом теряется инерция и последующее трогание затруднительно, а иногда и невозможно.

Во-вторых, в движении надо делать как можно меньше поворотов, особенно крутых. Каждый поворот вызывает добавочное сопротивление качению, что опять-таки гасит скорость, а с ней и инерцию машины.

В-третьих, нельзя допускать буксования ведущих колес. Длительное буксование на месте приводит лишь к еще более глубокому погружению колес в грунт и усугубляет положение.

Если буксование началось, но автомобиль еще двигается и частота вращения коленчатого вала не меняется, надо продолжать движение, не переключая передачи.

Следует лишь несколько уменьшить частоту вращения коленчатого вала и буксование при этом, как правило, прекращается.

Совершенно неправильно при начавшемся буксовании увеличивать частоту вращения коленчатого вала или, что еще хуже, переходить на более высокую передачу. Почти всегда это приводит к усилению буксования, и автомобиль останавливается.

Переключение передач в тяжелых дорожных условиях нежелательно. Оно неизбежно вызывает потерю скорости, которой так надо здесь дорожить. На пониженную передачу переходят заблаговременно, до въезда на тяжелый участок. Но если условия все-таки потребуют перейти на более низкую передачу непосредственно на тяжелом участке, то делают это очень быстро, с наименьшей потерей скорости.

На автомобилях с задними ведущими колесами подъемы на грунтах с большим сопротивлением качению лучше преодолеваются при движении передним ходом.

Но бывает так, что водитель съехал с крутого берега к реке или спустился с холма в лощинку, где развернуться негде, поэтому пытается выехать обратно задним ходом. Нередко на песчаном или другом мягком грунте это ему не удается.

Колеса на подъеме начинают буксовать, и автомобиль останавливается. Буксованию обычно способствует перераспределение массы автомобиля по осям: при движении на подъем задним ходом ведущие .

колеса разгружаются, сцепная масса уменьшается и уже не может обеспечить реализацию создаваемой на колесах силы тяги. При движении на подъем передним ходом задние ведущие колеса, наоборот, загружаются, сцепная масса увеличивается и на колесах реализуется значительно большая сила тяги.

Поэтому надо сделать все, чтобы развернуться внизу и подниматься передним ходом. Если же развернуться не удается, рекомендуем посадить на заднее сиденье пассажиров и максимально загрузить багажник. Эти меры могут помочь выехать и задним ходом.

Болотистая местность и мокрый луг характеризуются слабым поверхностным дерновым покровом и очень малым коэффициентом сцепления колес с грунтом. При нарушении (срыве) поверхностного слоя колеса попадают в находящийся под дерном полужидкий слой, теряют сцепление, начинают буксовать и при этом быстро погружаются в грунт.

Перед преодолением болотистого участка водителю лучше выйти из машины, осмотреть его и выбрать путь движения, избегая открытых луж. низких, покрытых водой или заросших высокой травой мест. В то же время намеченный маршрут должен быть по возможности прямым.

По следу прошедших ранее машин двигаться опасно, так как в следу уже поврежден поверхностный слой и сильно возрастает вероятность буксования. Трогание с места производится плавно с постепенным увеличением скорости. По выбранному направлению двигаются без поворотов, на первой или второй передаче при частоте вращения коленчатого вала выше средней.

На болотистых местах, как нигде, надо дорожить скоростью. При появившемся незначительном буксовании движение продолжается в установленном режиме, не следует пытаться увеличить скорость. Буксование на месте на топких участках недопустимо: это приведет к неизбежному погружению колес в грунт и глубокому застреванию автомобиля.

Особенно осторожно нужно двигаться по замерзшим болотам. Они обычно замерзают очень неравномерно; достаточный для прохождения машины ледяной покров имеется, как правило, только у кромки.

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при движении на подъем: а — передним ходом; б — задним ходом, Ра — сила сопротивления подъему, Рк — сила тяги; ЦМ — центр масс автомобиля; Qa — сила тяжести автомобиля; Zu Z2—сила реакции дороги на опоры колес; М — опро-кйдывающий момент

Применение цепей противоскольжения на болотистых участках недопустимо. Они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию автомобиля.

Для движения по песку используется колея ранее прошедших машин, в ней песок уже уплотнен и сопротивление качению колес меньше, чем при движении по песчаной целине.

Выезд из колеи нежелателен: он вызывает дополнительное сопротивление и потерю скорости. Цепи противоскольжения в песках применять также нельзя: даже при незначительном буксовании они способствуют погружению колес в песок.

Мокрый песок, как правило, плотнее сухого и условия движения по нему лучше.

Если началось буксование, автомобиль останавливают, подают назад строго по своей колее и пытаются вновь пройти участок с разгона. Если это не удается, расчищают образовавшиеся под колесами валы песка, укладывают под ведущие колеса подручные материалы.

По пашне двигаются вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пашне, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. Двигаются на первой передаче в КП при средней частоте вращения коленчатого вала. Переключения передач и остановок лучше не делать.

На пыльных дорогах рекомендуем плотно закрыть все окна, открыть крышку люка воздухопритока и включить электродвигатель отопителя. Это создаст в салоне некоторое избыточное давление и уменьшит его запыленность.

Рис. 2. Схема перекатывания колес автомобиля через яму: 1 —путь, пройденный задним колесом, 2 — путь, пройденный передним колесом

У легковых автомобилей повышенной проходимости (УАЗ-469, ВАЗ-2121, ЛуАЗ-969) все колеса ведущие. У них сцепной массой является вся масса автомобиля, что позволяет реализовать значительно большую силу тяги на колесах.

Кроме того, если колеса имеют разное сцепление с дорогой, то наибольшую тягу создают те, которые в данный момент имеют большее сцепление.

Эти обстоятельства значительно повышают проходимость автомобилей и позволяют им уверенно двигаться по таким тяжелым участкам дорог и бездорожью, которые для легковых автомобилей с колесной формулой 4X2 являются просто непроходимыми.

При движении автомобилей повышенной проходимости по сухим дорогам блокировка межосевого дифференциала (на автомобиле УАЗ-469 — включение переднего моста) не допускается. При этом передний мост системой валов и шестерен жестко связывается с задним, тоже ведущим мостом.

Но при движении по неровной дороге колеса мостов очень часто в определенный момент проходят разные по величине участки пути. Например, при проезде через небольшую яму по ней сначала проходят колеса переднего моста, в то время как колеса заднего еще катятся по ровной поверхности (рис. 2).

Естественно, что в этот момент колеса переднего моста, прокатываясь по яме, пройдут несколько больший путь, чем колеса заднего моста. Но так как мосты жестко связаны между собой трансмиссией, число оборотов колес всегда должно быть равным.

Поэтому при проезде через яму неизбежно произойдет проскальзывание по дороге колес одного из мостов. На скользких грунтах это не приводит к нежелательным последствиям. На сухих же дорогах такая пробуксовка вызывает большие напряжения в трансмиссии, износ покрышек, перерасход горючего.

При разблокированном дифференциале (отключенном переднем мосте) таких явлений не возникает, так как мосты не имеют жесткой механической связи.

Рекламные предложения:

Читать далее: Преодоление препятствий на автомобиле

Категория: — Управление автомобилем

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/vozhdenie-po-gruntovym-dorogam-i-bezdorozhyu

Что нужно знать прежде чем ездить по бездорожью

Правила езды по бездорожью

Для многих людей, которые владеют внедорожниками, бездорожье это что-то неизведанное и страшное. Удивлены? Ведь зачем тогда внедорожник.

Но так уж получается, что многие владельцы внедорожников, которые потратили не малые деньги на полноприводный автомобиль, никогда в своей жизни не выезжали на бездорожье и даже ни разу не включали пониженную передачу для преодоления сложных участков дороги.

В большую часть времени огромное число владельцев внедорожников эксплуатируют свои автомобили по асфальту. Попробуем это исправить с помощью основных правил и навыков, которые могут освоить владельцы внедорожников, которые еще не знают что такое бездорожье. Может быть, наша статья поможет кому-нибудь развеять свои страхи и наконец-то начнет использовать полноприводную машину по назначению.

Что такое 4WD и как тяга помогает на бездорожье?

Термин — полноприводный автомобиль на самом деле вводит автолюбителей в заблуждение. Многие из автовладельцев полагают, что раз их автомобиль полноприводный то, заехав в грязь, машина без проблем выберется с плохой дороги, так как крутящий момент передается на все четыре колеса.

Полноприводная система в машине означает, что крутящий момент двигателя делится между передними и задними колесами с помощью дифференциалов, которые и передают получаемую мощность на колеса.

Когда поворачиваете на автомобиле, то ваши внешние и внутренние (по отношению к углу поворота) колеса двигаются с разной скоростью в связи с тем, что внешним колесам при повороте необходимо проехать больше расстояние, чем внутренним.

Система передачи крутящего момента на колеса настроена таким образом, чтобы передавать мощность на то колесо, которое имеет меньшее сопротивление. На асфальтовом покрытии это незаменимая вещь. Но когда машина выезжает на бездорожье, передача мощности на все четыре колеса (пускай и с разным крутящим моментом) не поможет, чтобы без проблем проехать сложной участок дороги.

: Как сорвать колеса в пробуксовку

Например, если вы будете проезжать скалистый неровный участок дороги, когда некоторые колеса внедорожника могут не иметь сцепление с дорогой, то без блокировки дифференциала вам будет сложно проехать без проблем неровную дорогу.

Для того чтобы ваш внедорожник чувствовал себя уверенно на бездорожье необходимо, чтобы машина была оснащена системой передней и задней блокировки дифференциалов. К сожалению, подобной системой оборудованы не много внедорожников. Часть продаваемых на рынке полноприводных машин могут быть оснащены такой системой только в качестве опции, за которую необходимо заплатить не малые деньги.

Но не волнуйтесь. Многие современные внедорожники и некоторые кроссоверы в настоящее время оснащаются эмулированием блокировки дифференциалов.

Как правило, подобная имитирующая система определяет на какое колесо необходимо послать максимальный крутящий момент, а какое колесо должно быть полностью отключено от передачи мощности.

То есть электроника внедорожника самостоятельно определяет, какому колесу в определенный момент времени необходима мощность больше всего.

Максимально медленное передвижение по бездорожью

Самая большая проблема при передвижении по бездорожью это слишком быстрая езда. Помните, что чем быстрее вы передвигаетесь по плохой дороге, тем больше рисков, что машина получит повреждения и застрянет. 

Для того чтобы понимать, почему по бездорожью необходимо ездить на максимально медленной скорости, давайте представим, что вы переезжаете лежачий полицейский.

Если вы едите слишком быстро, то ваша подвеска может не справляться со смягчением от неровности, что приведёт к жесткому удару, что принесет вам дискомфорт.

Проезжая лежачего полицейского на медленной скорости, подвеска легко поглотит удар от неровности, делая ваше передвижение на автомобиле комфортным.

Тоже самое происходит и с внедорожными неровностями. Например, если вам нужно проехать по большой неровности или камню то, проехав этот участок на большой скорости, вероятнее всего вы повредите ваш автомобиль. Если же вы подъедете к камню на бездорожье на медленной скорости, подвеска вашего автомобиля сможет подстроиться под неровность и сохранить сцепление ваших колес с дорогой.

В школе мастерства передвижения по бездорожью Land Rover учат такому правилу «Двигайтесь максимально медленно, но не менее чем это необходимо для движения».

Например, вам не нужно проезжать какие-то неровности на бездорожье, когда требуется ехать на максимально медленной скорости, а вы собираетесь забраться в какую-нибудь гору или холм по грязи. Большинство неопытных водителей для этого будут нажимать педаль в пол и буксовать в грязи в надежде, что благодаря мощности внедорожника покорят возвышенность.

Если вы хотите все-таки забраться в горку на грязной дороге, то вы должны знать правильную технику вождения по бездорожью. Самое главное, что вы должны знать при движении по бездорожью в гору, это выбор правильной (но не максимальной) скорости.

Скорость не должна быть медленной (есть риск остановиться на половине пути, и тогда все придется начинать сначала) и слишком быстрой (слишком большая скорость может привести к пробуксовки колес, что, соответственно, приведет к застраиванию машины). 

Используйте низкий диапазон крутящего момента или пониженную передачу мощности

Вождение по бездорожью связано с ситуациями, с которыми вы никогда не столкнётесь в обычном мире при движении по асфальту, в городе или на шоссе. На бездорожье вы будете постоянно сталкиваться с различными неровностями и другими препятствиями, которые необходимо преодолевать.

Чаще всего ваша машина будет иметь дело со склонами и оврагами. Лучшее решение для оптимального преодоления препятствий на бездорожье, это включение пониженной передачи крутящего момента на колеса.

К сожалению, многие современные внедорожники не оснащаются раздаточной коробкой, с помощью которой можно включить пониженную передачу крутящего момента на колеса. Поэтому используйте в таком случае для передвижения по сложным участкам дороги самую низкую скорость в коробке передач. 

Большинство старых и 4WD внедорожников и пикапов оснащены возможностью включить пониженную передачу крутящего момента с помощью дополнительного рычага рядом с ручкой коробки передач. Некоторые автомобили вместо отдельной ручки включения пониженной передачи оснащены электронной кнопкой или имеют режим включения непосредственно на ручке коробки передач.

Этот режим пониженной передачи крутящего момента может вам помочь пройти такие участки дороги, на которых вы не можете проехать на полноприводной машине, не имеющую возможность движения на пониженной передаче.

Но помните, что вы не должны включать пониженную передачу или ехать на самой низкой передаче, если вы собираетесь проехать несложные участки дороги. Например, вы не должны включать пониженную передачу крутящего момента, если собираетесь проехать небольшую колею на бездорожье.

Вы должны использовать низкий диапазон передачи крутящего момента только тогда, когда хотите проехать сложный участок бездорожья. Например, собираетесь забраться на холм или гору, в грязь или проехать каменистый участок дороги. 

Также вы можете использовать низкую передачу крутящего момента при спуске с горы. Особенно на крутых спусках. Это позволит вам тормозить машину двигателем, предотвращая перегрев тормозной системы, и сохранить контроль над автомобилем.

Технологии для новичков: В чем разница между полным приводом, задним приводом и передним приводом

Если ваш внедорожник имеет автоматическую коробку передач и не имеет режим пониженной передачи крутящего момента, то для того чтобы проехать тяжелый участок бездорожья или спуститься с крутого склона, вы можете включить «1» передачу или режим «L».

Также вы можете отключить электронную систему контроля тяги. Некоторые автомобили имеют электронную систему помощи при спуске, которую вы также можете включить, если столкнетесь с проблемой спуска по грязи. В крайнем случае, если у вас что-то не получается при спуске с горы, вы можете выключить двигатель и спускаться накатом, контролируя автомобиль с помощью педали тормоза.

Снизьте давление в шинах

Если ваши колеса накачаны как баскетбольный мячик, то конечно от любых неровностей ваша машина будет отскакивать, что не способствует легкому движению по бездорожью. Если вы снизите давление в колесах, то снизите отскок колес при ударе о неровности. Помните, что сильно накаченные колеса будут создавать лишнюю ненужную энергию отскока, что будет способствовать лишней инерции машины.

Когда вы едете в городе по асфальту, хорошо накаченные колеса помогают автомобилю без лишнего сопротивления катиться по дороге. Из-за небольшого сопротивления колес автомобилю необходимо меньше энергии, чтобы передвигаться по дороге. Это способствует экономии топлива и предсказуемой управляемости.

Но когда вы оказываетесь на бездорожье, съехав с идеального ровного асфальтового покрытия дороги, высокое давление в шинах будет подбрасывать ваш автомобиль на неровностях, создавая вам дискомфорт и сложности при прохождении сложных участков дороги. 

Шины с небольшим давлением не только лучше передвигаются на бездорожье, но и лучше поглощают удары о неровности, уменьшая риск повреждения покрышек и поломку автомобиля.

Кроме того, слегка спущенные колеса имеют более большую площадь сцепления с поверхностью дороги. Это особенно очень важно, если вы, например, передвигаетесь по песку или грязи. По такой дороге шины с низким давлением позволяют лучше распределять вес автомобиля. Также за счет большего сцепления с поверхностью у вас будет больше шансов не застрять на труднодоступных участках бездорожья. 

Обычно опытные владельцы внедорожников советуют накачивать колеса для поездок по бездорожью на 75 процентов от рекомендуемого давления производителем для поездок в городе. Но помните, что спустив давление для передвижения по трудным участкам дороги, вы не должны оставлять низкое давление, если снова выезжаете на асфальт.

Нет, конечно, если вы ненадолго выедите с бездорожье на асфальтовое покрытие, то нет необходимости накачивать колеса. Но если вы закончили свое движение по бездорожному участку, то лучше все-таки восстановить необходимое давление в шинах. 

Спуская давление в шинах, будьте осторожны, чтобы не переборщить, поскольку ваша резина держит машину, предотвращая от движения на ободах или дисках. Помните, что если вы слишком снизите давление в колесах, то на неровной дороге вы можете повредить колесный диск.

Не бойтесь перевернуться и повредить автомобиль

Некоторые водители думают, что один из самых ярких признаков, что автомобиль часто ездит по бездорожью это различные повреждения на кузове. Но это не так. На самом деле, если вы видите внедорожник со многими повреждениями от поездок по бездорожью, это говорит о том, что его владелец не умеет эксплуатировать машину на плохой дороге.

Именно из-за неправильного понимания многие владельцы внедорожников не хотят использовать свои проходимые машины на бездорожье, считая, что если выехать на плохую дорогу, то даже опытный водитель повредит машину.

Это одно из самых основных заблуждений, которое и отпугивает многих водителей от поездок по бездорожью.

Но на самом деле, если вы будете подходить к поездке со здравым смыслом и не будете торопиться, то маловероятно, что вы повредите свой автомобиль.

Если вы нервничаете, выезжая на бездорожье, и боитесь на каком-то участке дороге ошибиться и повредить автомобиль, помните что вас никто не заставляет проезжать участки, где вы не уверенны, что проедете. Если в процессе передвижения вы столкнетесь с участком, который для вас сложен, и вы не уверенны, можете просто развернуться и не рисковать.

Кроме того, советуем вам не выезжать на бездорожье в одиночку. Отправляясь в поездку, возьмите с собой единомышленников или друзей, которые помогут вам проехать сложные участки дороги без повреждений.

Например, если вы на каком-то участке дороге опасаетесь, что вашему автомобилю не достаточно клиренса для беспрепятственного прохождения бездорожья, то вам может кто-нибудь подсказать снаружи, как нужно проехать опасный участок дороги. И если вашей машине угрожает опасность повреждения, вас заранее предупредят.

И помните, что опасаясь повредить автомобиль, вы лишаете себя острых ощущений, которые могут дарить внедорожники. Ведь автомобиль можно повредить не только когда он движется. Перестаньте бояться бездорожья. Пора начать использовать свой внедорожник на полную.  

Источник: http://www.1gai.ru/vnedorozhniki/515182-chto-nuzhno-znat-prezhde-chem-ezdit-po-bezdorozhyu.html

Спорам нет
Добавить комментарий