Почему мы так ездим или психология вождения

Боитесь водить автомобиль? Рассказываем, почему и как побороть страх

Почему мы так ездим или психология вождения

Машина – это комфортное и необходимое средство передвижения, особенно в городе. Несмотря на все плюсы, многие люди испытывают дискомфорт, садясь на водительское кресло и не зная, как перебороть страх перед вождением автомобиля. В основном подобные эмоции испытывают новички.

За плечами только автошкола и подсказки инструктора. Курсы закончены, права получены, а страх вождения остался и нарастает с каждым днем. Если в этот период отступить, то утратятся знания, полученные в автошколе. Поэтому не откладывайте практические занятия.

Как побороть страх вождения автомобиля новичку?

Откуда появляется боязнь вождения?

Страхи возникают в результате убеждений, напутствия окружающих, страшных историй либо по причине неуверенности в себе. Увидев городскую магистраль в час пик водитель-новичок приходит в состояние шока, не зная как преодолеть страх вождения автомобиля в городе.

Дорога представляется в виде лабиринта, по которому снуют машины, городской транспорт, маршрутки. Взять себя в руки, сразу сесть за руль и проехаться на «отлично» не получается ни у кого. Поэтому решайте, что лучше: продолжать дальше паниковать или осваивать вождение шаг за шагом.

Ответы на насущные вопросы поможет найти психология вождения автомобиля. Рассмотрите, какие страхи бывают и можно ли их победить.

Как преодолеть страх вождения авто? Ездить на знакомых дорогах для начала

Страх авто. Если вы боитесь, что не справитесь с управлением. Автомобиль представляет собой сложный механизм, но при добросовестном посещении курсов азы должны быть усвоены. Если не хватает информации, то уточните у опытного водителя, поищите данные в интернете, посмотрите видео.

Изучив машину изнутри, вы поймете, каким способом победить страх вождения автомобиля, потому что узнаете, зачем совершаются те или иные движения и к чему они приводят.
Страх попасть в аварию. Возникает у людей, которые уже были участниками ДТП.

Либо будущий водитель тонкая натура и впечатлился сводкой новостей или рассказами знакомых. Также появляется у опытных водителей, побывавших в аварии. Чтобы узнать, можно ли преодолеть страх перед вождением автомобиля, попробуйте пройти курсы по контраварийному вождению.

Можно ли не бояться водить автомобиль при виде встречной машины? Для успокоения вспомните, что за рулем авто сидит такой же человек, как вы. Это не бездушная машина, мчащаяся на вас на всей скорости.

Избавление от боязни приходит с опытом, поскольку только намотав несколько тысяч километров, вы почувствуете габариты автомобиля.
Боязнь насмешек со стороны опытных водителей. Проблема с тем, как перестать бояться водить автомобиль,  чаще возникает у девушек.

Поездив с инструктором-мужчиной и мужем, женщины убеждаются в своем неумении. Чтобы переступить барьер, подумайте, что все водители когда-то начинали, совершали ошибки, им также сигналили и кричали ругательные слова. Через это проходят все, поэтому не обращайте внимания, а сосредоточьтесь на дороге и осторожности.

Мальчики, как правило, с детства привыкают водить пусть и детские авто

Страх водить машину часто возникает у новичков, которые побаиваются сотрудников ДПС. Нет водителей, которых бы однажды не останавливал инспектор. Не всегда это связано с нарушением правил вождения. Можно ли перестать бояться водить машину в этом случае – психологи дают однозначный ответ: не впадайте в панику, возьмите себя в руки.

Спокойно выслушайте претензии инспектора и решите проблему законным путем. Девушкам лучше забыть о женских чарах и истериках. Сотрудники ДПС хорошие психологи, поэтому заметят страх и распознают новичка. Если инспектор показался подозрительным, то запишите необходимые данные: ФИО, звание и номер машины. При необходимости оплатите штраф.

Свой след оставляют психологические проблемы. Неуверенные люди с низкой самооценкой чувствуют боязнь автомобилей, изводя себя зубрежкой правил. Мнительному человеку кажется, что он забыл знаки, правила движения, разметку.

Начните действия с выбора качественной автошколы. Пройдя теорию, присмотритесь к инструкторам. Выбирайте терпеливого человека с хорошими отзывами.

Сами инструктора советуют, как побороть страх вождения автомобиля новичку-женщине: возьмите дополнительные уроки вождения. После выпуска из автошколы заручитесь поддержкой близких людей. Выезжайте на первых порах вмести с ними.

Немного освойтесь и совершайте самостоятельные рейды. Если вовремя не откажетесь от помощи, то привыкните ездить по чужой указке.

Свыше 90% зеленых водителей опасаются садиться за руль. При этом женщины ответственней подходят к вождению, мужчины рассчитывают на поддержку и солидарность бывалых водителей.

Как побороть страх вождения автомобиля новичку?

Осваивайте маршруты постепенно. Возникает чаще всего страх вождения автомобиля у новичков. Можно ли его преодолеть? Первые недели отправляйтесь на машине на небольшие расстояния. Заранее планируйте маршрут.

Выбирайте для тренировок раннее утро или поздний вечер, когда дороги не переполнены авто. Затем переходите на длительные расстояния, но без привязки ко времени. Вы не должны опаздывать, это добавляет суеты и нервотрепки.

После недели удачных поездок, отправляйтесь на машине на работу.

Пользуйтесь навигатором и выбирайте в начале знакомые короткие маршруты

Настройтесь на позитив. Человек умеет накрутить себя до состояния невроза. Прокручивайте в голове не страшные сценки аварий или перекошенные лица злых водителей. На вопрос «как не бояться водить машину» советы психолога дают однозначный ответ.

Представьте, что вы эффектно подъезжаете к офису, паркуетесь и выходите из автомобиля. Вас переполняет чувство гордости, на вас смотрят коллеги. Позитивный настрой помогает снять напряжение и придает веру.
Не расстраивайтесь по пустякам.

Возмущения с других машин не должны вас тревожить. Не поддавайтесь панике, если уверены, что все делаете правильно. Возникли сомнения? Остановитесь у обочины, включите аварийку, поразмышляйте, поделитесь переживаниями с другом.

Далее продолжите движение на минимальной скорости, пристроившись за общественным транспортом.

Спорный вопрос среди зеленых водителей – нужно ли вешать специальные знаки на стекло, туфельку или чайник. Одна сторона выступает «за», аргументируя наличие наклеек предупреждением для других водителей. В результате окружающие отнесутся с пониманием, уступят дорогу, подскажут.

Вторая сторона выступает категорически против, утверждая, что подобные ярлыки не нужны. От новичков на дороге шарахаются, а некоторые умельцы специально создают опасные ситуации, наблюдая за паникой водителя.

Поскольку однозначного мнения на то, как бороться со страхом начинающему водителю нет, попробуйте день выехать без наклейки, а день с ней, и сравните реакцию водителей.

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП?

Первым делом обратитесь за психологической помощью. Участие специалиста потребуется, если авария закончилась печальными событиями: сильными повреждениями водителя, пассажиров или пешеходов. Психолог поможет избавиться от страха вождения автомобиля, поможет снять блоки, разберет проблемы. Тем не менее, при подходе к машине вы будете ощущать по началу мандраж.

Хотите избавиться от страха за рулем после ДТП? Разбейте поездку к магазину на несколько шагов и делайте по одному в день.

Чтобы побороть страх за рулем на дороге, заставьте просто подойти себя к машине, постойте возле нее, наведите порядок в салоне.

На следующий день сядьте на водительское кресло, вспомните приятные поездки, привыкните к этому положению.  Затем переходите к езде, преодолейте хотя бы 10 м. Эти шаги необходимы. Если не действовать, то паника не уйдет.

После ДТП многие ведут себя неадекватно

Небольшой мандраж и желание преодолеть страх за рулем останутся еще какое-то время, но это нормально. Опасения и печальный опыт делают водителя более осмотрительным и ответственным. Приходит понимание, что лучше уступить дорогу, чем гнуть свою линию.

Навык вождения требует регулярной тренировки. Если вы четко решили для себя: боюсь водить машину, но хочу – действуйте! Если вы давно не садились за руль, то знания теряются, практика забывается.

Период адаптации напрямую зависит от того, сколько месяцев или лет вы были в роли пассажира. В первый месяц езды следуйте правилам для новичка.

Продумывайте маршрут, выбирайте спокойные магистрали.

Девушки чаще боятся водить автомобиль

Как побороть страх вождения автомобиля женщине?

Как научиться не бояться водить машину женщине в городе? Если заглянуть на автомобильные или женские форумы, то станет понятно, что каждую вторую девушку охватывает паника и затем желание научиться не бояться водить авто в черте населенного пункта. Страхи появляются после поездок с мужем.

Вторая половинка, стараясь уберечь любимую от ошибок, делает кучу замечаний. Мужа можно понять, он переживает за здоровье жены и сохранность машины. Но вместе с тем прививает девушке страх и ужас перед дорогой. Если чувствуете сильное давление со стороны любимого, то откажитесь от его опеки.

Начните пробные поездки. Для этого вставайте в 5–6 часов утра, когда улицы пустые. Не предупреждайте друга или мужа о запланированной поездке. Повторите перед выходом основные правила и откиньте комплексы, привитые мужчинами.
Практикуйтесь каждый день.

Постепенно усложняйте задачу: проехаться в час пик, освоить новый маршрут, забрать ребенка со школы.
Изучите материалы, которые помогут вести себя в нестандартных ситуациях, расскажут как избавиться от страха водить машину . Не оставляйте вопросы открытыми.

Встретили по дороге незнакомый знак, придите домой, и найдите значение. Увидели спорную ситуацию, разберите ее и поймите, кто был прав.

Статистика показывает, что 70% аварий происходит по вине водителя. Отвлекся во время движения, курил, разговаривал по телефону. Так что дамы забываем, об использовании помады во время езды.

Заручитесь поддержкой подруги с опытом вождения. Наверняка она проходила через недоверие мужа или насмешки мужчин и уже смогла научиться водить машину без страха. Объясните любимому, что поставили цель научиться водить, и его негативные высказывания вас не остановят.

Познакомьтесь с машиной. Прежде чем садиться за руль авто, внимательно изучите инструкцию. Вы должны понимать, информацию на дисплеях прибора и знать, на что обращать внимание во время движения машины.

Не забывайте, что вы девушка, поэтому ведите себя корректно. Да, первое время будет нелегко, поскольку сложилось мнение, что женщины не способны справиться с авто. Но практика показывает: девушки более ответственные, внимательные и осторожные водители.

Поэтому забудьте о неоправданном шовинизме и вперед – покорять городские магистрали.

Источник: https://sunmag.me/sovety/31-03-2014-boites-vodit-avtomobil-rasskazyvaem-pochemu-i-kak-poborot-strakh.html

Как я преодолела страх вождения автомобиля за пару недель

Почему мы так ездим или психология вождения

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не  забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине.

Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.  

Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину.

Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки.  Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Как я села первый раз за руль и что меня напугало?

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность.

Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск  для жизни.

Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше.

Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать  первой на перекресток было целой трагедией.

Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Основные причины страха вождения у мужчин и женщин

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля  является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию, особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Как я победила страх вождения автомобиля

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно  практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

 Совет первый

Нужно научиться чувствовать свой автомобиль и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району.

Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы.

Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру.

Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали.

Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж.  Для закрепления всех необходимых  навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Совет девятый

Немаловажную роль в борьбе со страхом вождения играет позитивный психологический настрой. Когда я сажусь в кресло водителя, я стараюсь расслабиться и комфортно устроиться, отгоняю от себя все дурные мысли, ведь мысли материальны. Настраиваюсь на хорошее и включаю любимую радиоволну. Не стоит управлять автомобилем в плохом настроении.

Совет десятый

Смотреть видео-уроки контраварийного вождения. Они помогут скорректировать технику управления автомобилем в сложных ситуациях, научат правильной технике обращения с автомобилем в различных ситуациях.

Оцените автора — (18 4,22 из 5)
Загрузка…

Источник: http://www.OdnaDama.ru/hobbi/kak-ya-preodolela-strax-vozhdeniya-avtomobilya/

Психология вождения | Автошкола «Школа водительского мастерства»

Почему мы так ездим или психология вождения

В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам.

Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль.

Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим.

Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты!

Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём — мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход?

Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас…

Причина первая: свои и чужие

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям.

Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой.

Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик.

Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях.

Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Причина вторая: анонимность и «чувство защищенности»

Речь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали.

А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет… запрет тонировки.

Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно.

«Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, — поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. — Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту.

А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда — нельзя».

«А что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропорядочный автолюбитель. Во многих странах этот вопрос решили силами самих граждан. К примеру, в США действует так называемый «Соседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личностях или действиях, причем нарушения ПДД к ним тоже относятся. Схожие программы есть и в Европе. В России же пока только обсуждается возможность привлекать водителей к ответственностям по записям с видеорегистраторов. Убеждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь надеяться, что навести порядок на дорогах можно исключительно силами ГИБДД без активного гражданского участия, по меньшей мере, наивно

Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире.

Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости.

Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

Причина третья: пробки

Но нарушения правил — не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему?

Опоздания на работу, сорванные договоренности, несостоявшиеся свидания и просто потерянное время — это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают… в обычной очереди.

Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить.

Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка — пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно.

«Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется.

«Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», — восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет — считает Том Вандербильдт.

Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём — необъективная оценка собственных сил.

«Существуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себя некомпетентным: вождение автомобиля и секс», — сказал как-то бывший гонщик Формулы 1 Стирлинг Крофард Мосс. По данным большого количества исследований, проведенных от США до Франции и Новой Зеландии и собранных учёным Д.

Уолтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». Но при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличивается. Хороших водителей стало больше, но они стали злее? Похоже на парадокс.

Но на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! Мы не можем взглянуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты обязательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «Опять какой-то дурак на дороге попался!».

А может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? Ведь часто мы срываемся на других, забывая предъявить высокие требования прежде всего к самим себе. И не забываем — знаний много не бывает. А о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «Учиться? Не хочу, не буду…».

Причина четвертая: дороги

Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.

net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие.

Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается.

Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=58hPNOO3KiY

О том, как существенно повысить комфорт передвижения по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи «Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений».

Причина пятая: автопроизводители

Но есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. Посмотрите на эту рекламу. Ее авторы поощряли агрессию за рулем! Не похоже, что это озаботило ГИБДД, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное время.

Молчаливо одобряет такой взгляд на мир и общество — начиная от убежденности, что именно так и надо себя вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Брата-2 «Куплю всех!»), заканчивая пассивным взглядом на вещи в стиле «Ну что мы можем изменить?».

Примеры такой «асоциальщины» надо запомнить и… дружно посмеяться! Вы только посмотрите, насколько это нелепо! Пройдет лет двадцать, и «крутые чёрные джипы» и их «хозяева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматься с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. Сомневаться, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоваться носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивляются до сих пор. В общем, добро обязательно победит!

Так что же делать?

Эксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулём надо… игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор.

Бессмысленно портить себе настроение», — поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах.

А потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!».

Историческая справка

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире.

После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение.

Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальным институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Тимофей Исаев

Источник: http://sochi-autolady.ru/?p=2328

Психология вождения: почему мы так ездим?

Почему мы так ездим или психология вождения

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям.

Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой.

Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик.

Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях.

Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Почему мы так ездим или психология вождения

Почему мы так ездим или психология вождения

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые постоянно нарушают ПДД, хамят другим водителям, игнорируют элементарную этику и законы вежливости, а другие — само спокойствие и невозмутимость? Автоинструкторы говорят, что дело в психологии вождения!

Дорожная ярость

В курсе обучения вождению недавно появился новый предмет: психофизиологические основы деятельности водителя, где будущих автомобилистов будут учить, например, как выходить из конфликтной ситуации на дороге и как ее предотвратить. Действительно, психическому состоянию водителей последнее время уделяется много внимания. И это не случайно. Уровень агрессии на наших дорогах просто зашкаливает, в результате чего безопасность снижается, а количество аварий растет.

Для многих каждый выезд на дорогу превращается в самый настоящий стресс: пробки, хамство других водителей, плохие дороги… Не удивительно, что люди, сидящие за рулем, не перестают нервничать.

Думаем, вы не раз замечали, что поведение многих резко меняется в худшую сторону, когда они садятся за руль. Вот этот человек на улице: добрый и приветливый, но, сев в машину, превращается в хама. Почему так происходит? Что меняется внутри человека? Сегодня мы как раз и попытаемся в этом разобраться.

Кстати, знаете ли вы, что на Западе существуют целые научные институты, которые занимаются проблемой под названием Road rage или дорожная ярость.

Причины агрессии

Существует несколько причин агрессии, из-за которой на дороге происходят стычки, рукоприкладства и даже убийства.

1. Первая причина — это разделение на своих и чужих

Одних водителей раздражают женщины за рулем (это, кстати, большинство мужчин), других — лица кавказкой национальности, третьих — дешевые машины, четвертых — наоборот дорогие и т.д. И вряд ли вы будете сердиться на человека на таком же автомобиле, что и у вас. И это чистая психология…

Человек устроен так, что его мозг на подсознательном уровне делит всех людей на своих и чужих.

Такое разделение нам досталось от предков, когда к печальным последствиям могло привести обычное появление чужого в каком-нибудь племени. Однако в современных условиях ошибочность этих выводов можно легко подтвердить логикой.

Если какой-то водитель имеет определенный признак, это не означает, что другой автомобилист с этим же признаком поведет себя точно так же.

Но почему мы делаем поспешные выводы, едва увидев на дороге машину, в которой сидит женщина или темный мужчина в кепке?

Вот что на это отвечает психология: причина такого стереотипного поведения связана с нехваткой информации о людях, как о водителях, так и о пешеходах.

Мы основываемся на этих стереотипах, откладываем у себя в голове ярлыки, и на базе них при нехватке времени проводим оценку окружающего.

2. Вторая причина агрессии на дорогах — это пробки

Сорванные контракты, несостоявшиеся свидания, опоздания на работу и бесполезная трата времени становятся причиной конфликтов. Да и кому понравится сидеть часами в автомобиле, в пыли и духоте?

В этом случае поводы для раздражения очень похожи на те, которые возникают в самой обычной очереди. Например, стоя в очереди в поликлинике или банке, вы не знаете с каким вопросом пришли сюда впереди стоящие люди. Может быть, у них один вопрос, а может больше.

То есть вы не можете точно определить, сколько времени вы здесь пробудите. Мы опять лишены информации! Чем ближе подходит наша очередь, тем ее важность для нас больше, так как мы потеряли на это уже достаточное количество времени. И очень неприятно, когда кто-то пытается пролезть вперед вас.

С приближением к своей цели раздражение нарастает.

То же самое происходит в пробках, особенно когда впереди стоит большой автомобиль, и нет возможности увидеть, что происходит дальше. Кроме «эффекта очереди» раздраженность за рулем происходит из-за неправильной оценки своих собственных сил.

По данным некоторых исследований, большинство водителей утверждает,  что их навыки вождения выше среднего уровня. При этом автомобилисты считают, что агрессии на дорогах становится все больше и больше. Получается, что хороших водителей больше, но они злее? Парадокс какой-то…

По словам психологов, водители просто переоценивают свои навыки! Как часто за рулем вы ругаете других: «Да кто так ездит!», «Вот дурак!» и т.д.? А ведь, может быть, дурак совсем не другой, а именно вы. Именно вы забыли включить поворотник или выключить, именно вы резко затормозили…Часто мы срываемся, но забываем про то, что делаем ошибки тоже.

К сожалению, невозможно просмотреть на видео, как мы проехали тот или иной маршрут, и разобрать все свои ошибки, как это делают футболисты, просматривая матчи.

3. Третья причина раздражения — наши знаменитые российские дороги!

Среда, в которой приходится вращаться водителям, имеет огромное влияние на их настроение.

Например, со времен СССР улицы в большинстве городов довольно широкие, что провоцирует на обгоны и высокие скорости. Отсюда высокое нервное напряжение и раздражительность.

А вот в Европе ситуация другая. Улочки там узенькие, так что гонять и подрезать просто негде. Поэтому и агрессивных водителей намного меньше.

Что же делать?

Все эксперты в один голос твердят: агрессию на дороге и автохамов нужно просто игнорировать, ведь в их действиях нет абсолютно никакой логики. Поэтому начинать спорить и что-то доказывать нет смысла, вы только испортите себе настроение. А вот агрессор выпустит на вас пар и таким же манером поедет дальше.

И помните два простых правила. Это правило трех Д и трех П: «дай дорогу дураку» и «пойми, пропусти, помоги».

об агрессии на дорогах и способах борьбы с ней:

Будьте вежливы и спокойны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта sochi-autolady.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/pochemu_my_tak_ezdim_ili_psihologiya_vozhdeniya/

Спорам нет
Добавить комментарий