Особенности международных перевозок грузов

Виды международных перевозок грузов: классификация, способы, нормы, документы

Особенности международных перевозок грузов

Основой отношений между странами является торговля. А с ней тесно связана необходимость международных перевозок, которые осуществляются различными видами транспорта, но, тем не менее, имеют общие особенности.

Общие сведения

Данный вид перевозок – это перевозки пассажиров и различных грузов между двумя или более государствами. Они могут осуществляться одним видом транспорта или несколькими последовательно. МП состоит из нескольких этапов:

  • Погрузка в стране отправителе.
  • Транспортировка через отправителя, транзитное государство (возможно) и получателя.
  • Выгрузка в стране получателе.

В независимости от вида перевозки, все они имеют объединяющие черты. Это:

  • Основанием является договор на перевозку.
  • В пределах которого перевозчик и несет ответственность.
  • Ответственность налагается на основании норм международных конвенций, а при их отсутствии следует обращаться к национальному праву. Причем правовые вопросы при погрузке решаются по нормам страны отправителя, а при выгрузке – страны получателя.

Правила

Все участники данного вида деятельности должны придерживаться таких правил:

  • Опоздание транспорта сверх срока, указанного в договоре недопустимо.
  • Состояние транспорта должно соответствовать техническим требованиям. Если транспорт неисправен, то его подача не засчитывается.
  • Срок доставки груза является законом. Если случилась задержка, информация к отправителю и получателю должна поступать незамедлительно.
  • Маркировка наносится с учетом всех требований.
  • Масса перевозки должна соответствовать заявленной в накладной.
  • Загрузка ТС должна соответствовать нормативам. Упаковка согласовывается в условиях поставки.
  • За повреждение груза в пути ответственность несет перевозчик.

Нормативное регулирование

Эти и другие правила закреплены в нормативных документах, регулирующих международные перевозки:

  • Брюссельская конвенция о коносаменте и унификации правил по морским перевозкам.
  • Варшавская конвенция об унификации перевозок на воздушном транспорте и более новая Монреальская конвенция.
  • Договоренности о международном грузовом ж/д сообщении (СМГС).
  • Договор о международных грузовых автоперевозках (КДПГ).
  • Женевская конвенция о смешанных перевозках.

В нашей стране для нормативного регулирования транспортных перевозок применяют:

  • Железнодорожный устав.
  • Морской торговый кодекс.
  • Воздушный кодекс.
  • Автотранспортный устав.

Разновидности грузов и особенности их транспортировки

Международному перевозчику, важно изначально понимать какой груз ему предстоит везти. Поэтому в таком вопросе нужно грузы классифицировать. По способу погрузки они бывают:

  • Штучные, поставляемые в определенном количестве и упакованные в тару.
  • Навалочные, перевозимые без тары и без определения количества мест.
  • Наливные.

Есть отличия и по особенностям перевозки. Это могут быть:

  • Обычные грузы, масса которых укладывается в установленные нормативы, а габариты позволяют использовать традиционный транспорт.
  • Опасные. Вещества, несанкционированные контакты с которыми, могут нанести вред соприкоснувшимся с ними людям и прилегающей к месту аварии природе. Для их перевозки существуют специальные правила, а сама транспортировка должна производиться в оборудованных специальных контейнерах в сопровождении подготовленного персонала. Такая перевозка опасных грузов может осуществляться по ЖД или по морю (реке), самолетом, автомобилем (АДР, ПОГАТ, ДОПОГ).
  • Скоропортящиеся грузы. Это в основном пищевые продукты. Для их перевозки предназначены рефрижераторы, в которых на всем протяжении маршрута поддерживаются необходимые температурный режим и уровень влажности.
  • Негабаритные грузы. Это грузы с нестандартными размерами. Их перевозка должна согласовывать с дорожной полицией. А в некоторых случаях есть необходимость в создании специального транспорта.
  • Живой груз. Это животные, причем не только домашние. Если это не домашняя живность, перевозимая как ручная кладь, то транспортировка осуществляется специальным транспортом, приспособленным к определенному виду животных.
  • Тяжелые грузы. В данном случае, вид и тип транспорта подбирается по весу груза.
  • Сборные грузы. Состоят из нескольких видов товаров, чаще принадлежащих разным отправителям.

Виды международных перевозок

Вид международных перевозок зависит от вида транспорта, которым она осуществляется и формы доставки груза.

Автомобильные

Это сухопутная транспортировка грузов на автомобилях. Подходит для любого вида перемещаемого товара. Преимущества способа:

  • Оперативность и скорость доставки.
  • Нет нужды в перегрузках в процессе движения.
  • Возможность доставки от склада до склада.
  • Возможность выбора маршрута и его изменения.

Железнодорожные

Доставка железнодорожным составом. Наиболее привлекательный вид, благодаря большому выбору вариантов вагонов и их грузоподъемности. Преимущества:

  • Нет ограничений по типу и массе перемещаемого груза.
  • Независимость от погодных условий.
  • Безопасность перевозки.
  • Приемлемая стоимость.
  • Движение с соблюдением согласованного графика.

Доставка морем

В некоторых случаях это единственный доступный способ перевозки. Он характерен:

  • Как альтернатива авиасообщению между материками.
  • Более низкой ценой.
  • Возможностью доставки в отдаленные точки независимо от расстояний.
  • Своей универсальностью.
  • Простой погрузкой и разгрузкой.

Авиаперевозка

Это доставка груза самолетами. И соответственно самый дорогой вариант, но иногда безальтернативный. Тем не менее и у него есть свои плюсы:

  • Скорость доставки.
  • Прямой маршрут без заезда в промежуточные пункты.
  • Нет необходимости оформлять транзит, если страна отправитель и получатель разъединены между собой.

Комбинированная доставка

Это когда по маршруту движения используют несколько видов транспорта с перегрузками в процессе транспортировки. При его применении можно:

  • Упростить таможенное оформление.
  • Использовать выбранный и приемлемый для владельца груза маршрут.
  • Осуществить доставку транспортом одной компании с минимальным набором документов.
  • Выбором оптимальной логистической схемы сократить издержки в пути.

Полезная информация

Международные перевозки должны сопровождаться обязательным оформлением необходимых для этого документов. Для автомобильного транспорта требуется:

  • Накладная с информацией о грузе и маршруте.
  • Документ МДП.
  • Лицензия.
  • Инвойс.
  • Упаковочный лист.
  • Подтверждение станы происхождения товара.
  • Разрешение на пересечение границы на данном авто.

Для поставки груза по ж/д понадобится:

  • Договор на ж/д перевозку.
  • Документы на груз.
  • Свидетельство отправки.

Морские перевозки потребуют такие документы:

  • Коносамент.
  • Документ, подтверждающий принятие груза на корабле.
  • Документ с расчетным временем погрузки и разгрузки.

Какой тип транспорта подобрать под свой груз, расскажет это видео:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/perevozki/gruzy/vidy-mezhdunarodnyh.html

Международные перевозки: история, развитие и современное регулирование

Особенности международных перевозок грузов

Перевозки существуют с тех пор, как появилось человечество. С развитием дипломатических отношений между ранними государствами возникли и первые международные перевозки.

Революционным скачком в истории перевозов было изобретение колеса и использование прирученных животных – лошадей, волов, собак – в качестве живой тяговой силы.

Следующим витком прогресса стало создание механических транспортных средств на двигателях внешнего и внутреннего сгорания и электрической тяге: паровозы и пароходы, тепловозы и теплоходы, автомобили и т. д.

Немного из истории международных перевозок

Какой бы обширной и богатой ни была территория государства, всегда найдется тот или иной товар, которого ему не хватает, но который в изобилии есть у соседей. Исторические торговые направления, такие как Путь «из варяг в греки», Великий Шелковый путь, на протяжении многих столетий закрепляли хозяйственно-экономические связи между далеко отстоящими регионами.

С развитием мореплавания и открытием новых земель международная торговля вышла на новый уровень. Увеличились скорости, направления и ассортимент перевозимых грузов. Главные морские торговые пути держали за собой колониальные державы Нового времени.

Классификация перевозок

Сегодня международные перевозки на пике своего развития. Грузы и пассажиры доставляются из пункта «А» в пункт «Б» с такими скоростями, о которых торговцы прошлых времен и не мечтали. Научно-технический прогресс породил множество видов транспорта и соответствующие виды перевозок:

  • автомобильные,
  • железнодорожные,
  • воздушные,
  • морские и речные.

Отдельная разновидность перевозки – трубопроводный транспорт, в котором перемещается не само транспортное средство, а только объект перевозки: нефть, газ или вода, сыпучие материалы.

По территориальному охвату автомобильные транспортные перевозки делятся на городские, пригородные, междугородные и собственно международные, когда место отправления и место назначения находятся на территории разных государств.

Иными словами, при международных перевозках транспортное средство и груз пересекают сухопутные, морские или воздушные границы сопредельных государств.

Трансграничные автомобильные перевозки в силу транспортной специфики возможны только между странами, имеющими сухопутные границы и связанными сетью автомобильных дорог.

На каком-то отрезке пути автотранспортное средство, содержащее груз, может перевозиться по морской или речной понтонной переправе либо по железной дороге.

В зависимости от количества задействованных видов транспорта перевозки делятся на простые и смешанные.

По характеру маршрута перевозки бывают смежного сообщения между двумя сопредельными странами, имеющими общую границу, и транзитные, проходящие через территории нескольких государств.

Международные автоперевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляются на различных видах автотранспорта.

Штучные, жидкие, сыпучие грузы, негабаритные и сверхтяжелые предметы перевозятся на грузовиках, седельных тягачах (полуприцепы) и автопоездах (один или несколько буксируемых грузовиком прицепов).

В зависимости от характеристик перевозимого объекта используются специально разработанные под тот или иной вид груза типы кузовов: цистерны, контейнеровозы, изотермические фургоны (авторефрижераторы) и многие другие.

Транспортно-экспедиционные компании, выступающие посредниками на рынке транспортных услуг, предлагают перевозки двух видов:

  • прямого сообщения, когда доставка груза осуществляется на основании одного документа;
  • последовательного сообщения, когда заказчик услуги заключает с каждой транспортной компанией отдельный договор перевозки.

Как видим, международные грузоперевозки – это сложная организационная деятельность, требующая не только профессионализма и ответственного подхода непосредственного исполнителя, но и строгого регулирования на международном уровне.

Международные транспортные организации

Межнациональные транспортные организации – это неправительственные объединения, в центре внимания которых – международные транспортные перевозки. В числе основных задач таких организаций:

  • всестороннее упрощение и унификация перевозочных процедур;
  • представление интересов перевозчиков на различных переговорах, в том числе на правительственном уровне;
  • выработка единообразной нормативной базы в сфере автомобильных и иных видов трансграничных перемещений.

Основными мировыми транспортными организациями в сфере автоперевозок являются:

  • Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA) объединяет в себе 5 000 организаций-членов всех форм собственности. В экспедиторской отрасли, которую представляет ФИАТА, задействованы около 40 000 предприятий из более чем 150 стран мира. В них работают около 10 млн. человек. В рамках этой организации были выработаны стандартизированные правила ведения транспортно-экспедиционной деятельности.
  • Международный союз автомобильного транспорта (IRL) состоит из 180 национальных автотранспортных союзов и организаций, представляет интересы автотранспортных компаний, занимающихся грузовыми и автобусными перевозами, а также таксомоторных предприятий. Задачей этой организации является развитие автомобильного транспорта по всему миру, повышение качества автотранспортных услуг.

Эти и многие другие транспортные организации, хотя и стоят в неправительственном секторе, принимают активное участие в заседаниях межправительственных органов и разработке актов международного права, обязательных для всех государств.

Нормативная база

Государства, заинтересованные в развитии интернациональных отношений и трансграничной торговли, стремятся выработать единообразные, или унифицированные, правила международных перевозок. Такие правила должны регулировать все аспекты трансграничных сообщений. В частности, они:

  • устанавливают единые требования к габаритным размерам и массе транспортных средств;
  • регламентируют юридическое положение грузов и обслуживающего их персонала в момент их нахождения на территории юрисдикции иностранного государства;
  • предусматривают условия и меры ответственности организации-перевозчика в случае повреждения, утраты или задержки груза.

Результатом совместных усилий в этом направлении стала разработка и принятие большого числа многосторонних соглашений о транспорте – международных конвенций. На внутригосударственном уровне законодательные органы власти принимают транспортные уставы и кодексы, разрабатывают на их основе инструкции и правила.

Каждый вид перевозок регламентируется отдельным международным соглашением. Так, международные автомобильные перевозки грузов регулируются следующими документами:

  • Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 г. в швейцарской Женеве – резиденции большинства международных организаций;
  • Женевской Конвенцией 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов, на которой был принят унифицированный таможенный документ – международная товарно-транспортная накладная;
  • Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов 1975 года, утвердившей единый документ таможенного контроля груза в государствах отправления, транзита и назначения – книжку МДП.

Правоотношения перевозки

Торговые компании, занимающиеся межнациональными сообщениями, нуждаются в услугах специализированных транспортных организаций. Для этих участников рынка качественная и своевременная доставка груза – важнейший фактор успеха в бизнесе.

Международные грузоперевозки не обходятся без транспортно-экспедиционных компаний, которые часто выступают посредниками между заказчиком услуги (грузоотправителем) и исполнителем (перевозчиком) и освобождают клиента от необходимости самостоятельного поиска перевозчика, выбора оптимального маршрута, транспортных и погрузочных средств, отвечающих критериям груза.

Участники правоотношений по перевозке заключают между собой гражданско-правовые договоры. Порядок заключения этих соглашений, условия их исполнения и меры ответственности сторон регламентируются гражданским правом. В случае возникновения противоречий между национальным законодательством разных государств, подлежащий применению закон определяется нормами международного частного права.

Борясь за место на рынке, транспортные компании вынуждены совершенствовать качество и расширять спектр оказываемых услуг. Теперь международные перевозки грузов включают обязательное страхование товара, его упаковку, подготовку полного пакета документов на перевозимый груз, в том числе таможенное оформление.

Сопроводительные документы при международных перевозках

Международные конвенции определяют не только правила транспортировки различных грузов, но также реквизиты и форму транспортных документов, которые используются в системе международных перевозок.

Чтобы пересечь государственную границу, автоперевозчик должен иметь на руках полный пакет документов, которые подтверждают соответствие транспортного средства общепринятым стандартам и содержат описание груза.

В автомобильных грузоперевозках это – товарно-транспортная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия и др.

Краеугольным камнем всей транзитной системы является книжка МДП, или Carnet TIR. Это документ таможенного транзита, дающий право перевозить через таможенные посты груз в опломбированных кузовах и контейнерах.

Документ покрывает трансграничные автодорожные перевозки только между странами-участницами Таможенной конвенции 1975 г. Изготовление и распространение книжек МДП возложено на Международный союз автомобильного транспорта.

Товар, перевозимый по процедуре МДП, следует через таможенные посты без лишних досмотров и связанных с ними задержек. Книжка МДП состоит из отрывных листов, которые отрываются на каждом пункте таможни.

Другим распространенным таможенным документом, опосредующим международные грузоперевозки, является международная товарно-транспортная накладная, или CMR.

Эта бумага официально подтверждает факт трансграничной перевозки и содержит всю информацию по ней. Согласно ст.4 Конвенции «Договор перевозки устанавливается накладной».

Это означает, что соответствующий договор фактически считается заключенным с момента подписания накладной отправителем и перевозчиком груза.

Источник: https://naperevoz.ru/perevozki/vidy-pravila-perevozok/mezhdunarodnye-perevozki.html

Спорам нет
Добавить комментарий