Особенности езды по грунтовой дороге

Научись и выживи: как ездить по гравийной дороге и не опрокинуться

Особенности езды по грунтовой дороге

С приходом дачного сезона в редакции белорусских интернет-изданий поступают новости о том, как водитель не удержал машину на гравийной дороге.

Сводки ДТП за последние пару лет полнятся сообщениями о машинах, которые двигались по гравийному покрытию и водителях, которые «не справились с управлением» и вылетели в кювет, врезались в дерево, упали в реку, съехали в поле и опрокинулись.Страшные кадры сопровождаются описание о том, что водитель, «двигаясь на закруглении дороги, не выбрал безопасную скорость», «не был пристёгнут ремнём безопасности», «допустил опрокидывание». И всё это — на гравийном покрытии.

Попробуем разобраться, чем так опасен гравий и как справиться с таким покрытием водителю.

 Гравий как угроза 

Путешествие за город, на дачу или к озеру не обходится без проезда по гравийке. А гравий бывает разный. Плотный и рыхлый, с мелкими камушками-роликами, булыжной крошкой или песком, на ровной и ухабистой дороге, более или менее цепкий по отношению к шинам.

Объединяет все эти разные в плане условий движения ситуации одно: опасность гравийного покрытия очевидна только для опытных водителей. Начинающие помнят только принцип «Больше скорость — меньше ям» и легко вылетают в кювет.

Но гравий как снег. Во-первых, он тоже бывает разным в плане сцепления шин с дорогой. Во-вторых, он тоже не прощает ошибок.

Только вот ездят по гравийке в основном весной и летом, когда все водители переходят на более беспечный агрессивный стиль езды, расслабляются в плане заносов и переобуваются в летние шины или сомнительную изношенную «зиму».

Интернет-издание ABW.by проводило эксперимент, сравнивая поведение обычной легковушки на асфальте и на гравии. Результаты заставляют задуматься.

Повороты

В повороте более скользкое гравийное покрытие вызывает снос передней оси и занос задней на переднеприводном автомобиле. Колёса теряют сцепление в продольном и поперечном направлении и стремительно скользят на дуге поворота.

Скорость благополучного входа в 90-градусный поворот на асфальте, посыпанном песком, составляет порядка 60 км/ч. На гравии она снижается до 50 км/ч, иначе машина вываливается наружу поворота и снос передней оси норовит перейти в занос.

Водитель, который не тренировался управлять машиной в момент скольжения, потеряет управление в таких условиях.

Маневрирование

При маневрировании автомобиля на гравийном покрытии склонность к заносу увеличивается ещё больше.

При выполнении объезда фишек «змейкой» в эксперименте авторы 'эксперимента констатируют избыточную поворачиваемость машины. Приходится активно подруливать и газовать, иначе задняя часть авто стремится обогнать перед — а тут и до разворота и вылета с дороги недалеко.

Итог сравнений такой.

На асфальте, пусть и скользком за счёт посыпанного песка, машина ведёт себя более-менее предсказуемой. На гравии — срывается в занос от любого резкого движения рулём и превышения скорости. Справиться со скоростным маневрированием на таком покрытии под силу разве что асу с опытом раллийных гонок.

Торможение

Другой эксперимент ABW.by был посвящён измерению тормозного пути с включённой и отключённой ABS на асфальте и гравии. Результаты таковы — тормозной путь на гравии больше, чем на асфальте. А на гравии с включённой ABS — длиннее в два раза.

  • На асфальте с 60 км/ч машина остановилась за 13 метров, на грунтовой дороге — за 24 метра.

В таких результатах нет ничего удивительного, если вспомнить, что вообще-то антиблокировочная система не предназначена для сокращения тормозного пути. Задача ABS — чтобы водитель даже в момент экстренного торможении не потерял управляемость и мог маневрировать. Например, тормозить в пол и при этом объезжать препятствие.

Почему остановиться на гравийке с заблокированными колёсами получается быстрее?

  • Срабатывающая ABS ослабляет «хватку» суппортов, чтобы колёса не блокировались, и они на скользком летнем (или лысом зимнем) протекторе продолжают катиться, не в силах зацепиться за поверхность.
  • При отключенной ABS блокировка колёс приводит к тому, что шина «впахивается» в гравий и накатывает своеобразный валик из его верхнего слоя, который её и останавливает. Тормозной путь сокращается.

Но сокращение тормозного пути за счёт отключенной ABS — единственный аргумент «за» вытаскивание предохранителя. Аргументы «против» куда весомее. Шины стираются, машина норовит сорваться в скольжение, водитель теряет управление.

В результате, отключив ABS на гравийной дороге, водитель всё равно получит больший, по сравнению с цепким покрытием, тормозной путь — и при этом будет вынужден бороться с возникающими заносами.

Вероятнее всего — потеряет управляемость, уйдёт в ритмический занос и вылетит с дороги.

Прерывистое торможение как имитацию работы ABS знают в теории и не умеют делать в жизни многие. На скользком покрытии дозировать усилие, балансируя на грани блокировки колёс, могут только профи. Для остальных придуманы электронные помощники — и ими не стоит пренебрегать. 

Разумнее при  торможении на грунтовой дороге жать педаль в пол и сохранять контроль над автомобилем, пока ABS спасает  от торможения юзом и ухода в занос.

Тем более что для последнего на гравии достаточно чуть газануть, резко повернуть руль или поздно спохватиться в затяжном повороте — и задняя ось тут же срывается в скольжение. Превысив скорость в повороте на переднем приводе, в занос легко отправить уже переднюю ось. Последствия непредсказуемы, вплоть до вылета с дороги и опрокидывания.

 От чего зависит поведение машины на гравии 

  • Состояние дороги — гравий и грунт могут достаточно сильно отличаться по своим характеристикам, сцепление шин на разном покрытии дороги будет разным. Самым опасным считается гравий с мелкими камушками-роликами.
  • Профиль дороги — колея, ямы и неровности на дороге могут привести к тому, что машина потеряет курсовую устойчивость, станет неуправляемой.
  • Установленные шины — чем выше остаточный протектор, лучше по составу резиновая смесь и более «цепляющийся» рисунок на шине, тем больше вероятность справиться с гравейкой. Летние шины будут срываться в занос быстрее зимних и всесезонных.
  • Модель авто — внедорожники с полным приводом справляюются с такими условиями лучше. Заднеприводные легче срываются в занос, но и реакция водителя, даже инстинктивная, на занос машины с RWD будет правильной.
  • Наличие систем активной безопасности — ABS предотвратит торможение юзом и сохранит управляемость, BrakeAssist «дожмёт» педаль при недостаточном усилии водителя, ESP поможет сохранить курсовую устойчивость в повороте и т.п.
  • Состояние амортизаторов и стоек — если элементы подвески изношены и не в состоянии оперативно гасить колебания кузова при езде по ухабам, достаточно небольшой ямы и экстренного торможения, чтобы перевернуться.
  • Мастерство водителя — при начавшемся сносе оси только от водителя зависит, сумеет ли он предотвратить уход в занос, сможет ли сохранить управляемость и удержать машину.
  • Выбор скорости — последний по перечислению, но первый по значимости пункт. Чтобы ездить по гравийке быстро, нужна специальная подготовка и опыт. В соседних странах не просто так ограничивают скорость передвижения по грунтовым дорогам на 70 км/ч по прямой.

 Как ездить по гравию безопасно 

Правила езды по грунтовке и щебню такие же, как для вождения зимой. Резкие движения, высокая скорость, активное маневрирование — всё это приведёт к сносу передней оси, заносу задней и потере управляемости. Поэтому — никаких резких движений, выполнение манёвров с запасом скорости и расстояния, по заранее выбранной траектории.

Выбирать скорость движения по гравию нужно в зависимости от характера покрытия.

Небольшие по площади ямы объезжают как при обычной езде, от 60 км/ч, большие и глубокие — разгружая подвеску, как при проезде «лежачих полицейских» или на скорости 20-30 км/ч, выступающие неровности — в зависимости от их высоты.

В любом случае безопасным будет принцип чем меньше скорость — тем больше управляемость. Разгоняться по щебёнке или грунтовке выше 70 км/ч точно не стоит.

При возникающем сносе задней оси быстро и плавно повернуть руль в сторону заноса независимо от типа привода, как только задняя часть машины двинулась обратно, плавно и быстро вернуть руль, выровняв траекторию движения. На переднем приводе — добавить газ, на заднем — отпустить педаль газа.

Итого

Чтобы ездить по гравию безопасно, нужен тандем из теории и практики.

Теория — это понимание того, что в любом случае шины будут срываться на таком покрытии в занос раньше, тормозной путь будет больше, снос оси будет возникать даже на небольшой скорости.

Практика — это подготовка к езде по гравию. В идеале — отработка навыков управления авто на гравийке до рефлекса: на курсах или самостоятельно на полигоне.

 Только при тренировке навыков за городом (на хорошо просматриваемом участке без движения) можно действительно почувствовать особенности поведения своего автомобиля, включая работу подвески, развесовку и сцепление шин с таким покрытием дороги.

  • Полный гайд по торможению в разных условиях найдёте здесь.

Источник: http://www.car24.by/novosti-car24/nauchis-i-vyzhivi-kak-ezdit-po-gravijnoj-doroge-i-ne-oprokinutsya.html

Секреты вождения: как правильно ездить по грунтовым дорогам?

Особенности езды по грунтовой дороге

Главное отличие грунтовой дороги от асфальтовой в том, что она непредсказуема — на пути в любой момент может появиться яма, колея или другое препятствие. Поэтому главное здесь — внимательность и быстрота реакции. Руль следует держать двумя руками, резких маневров лучше избежать. Тем более, что Lada Vesta Cross моментально реагирует даже на легкие движения рулевого колеса.

Урок 2. Следите за скоростным режимом на грунтовке

Известное выражение «Больше скорость — меньше ям» справедливо лишь отчасти и справедливость его зависит от настроек подвески каждого конкретного автомобиля.

На некоторых машинах с жесткими пружинами и амортизаторами с увеличением скорости дорожные неровности действительно чувствуются меньше, но при этом всегда есть риск, что водитель не успеет среагировать на изменение дорожной ситуации.

Поэтому скорость на грунтовке следует выбирать так, чтобы в случае появления препятствия хватило времени затормозить или объехать его. Энергоемкая подвеска Lada Vesta Cross позволяет ехать по грунтовке достаточно быстро, тем более что двигатель 1.8 обеспечивает седан отличной разгонной динамикой.

Урок 3. Если на пути появилась яма

Ямы внушительных размеров на грунтовой дороге — явление нередкое. Преодолевая такое препятствие, можно повредить не только пластиковые бамперы, но и более важные детали ходовой части даже на автомобиле с впечатляющим дорожным просветом в 203 мм, как у Lada Vesta Cross.

Поэтому если есть возможность объехать яму — лучше ей воспользоваться. Обойти преграду лучше по обочине, растущей там травы при этом бояться не стоит.

Совсем хорошо, если получится объехать яму справа — так водителю лучше видны ее границы, к которым можно подобраться максимально близко.

Урок 4. Когда другой дороги нет

Если объехать яму невозможно — придется ее преодолевать. Делать это лучше на минимальной скорости, а если препятствие возникло на дороге внезапно — необходимо резко и коротко нажать педаль тормоза. Это частично снизит скорость и разгрузит переднюю ось. Главное — не тормозить непосредственно в яме. Совсем хорошо, если в овраг удастся погрузить только одну сторону автомобиля.

Урок 5. Под колесами — щебень

Дороги с покрытием из щебня или других мелких камней требуют от водителя предельной внимательности. Здесь следует избегать резких маневров, так как сцепление покрышек с дорогой существенно хуже, чем на асфальте.

Соответственно, любое слишком сильное движение рулем может привести к заносу и близкому знакомству с обочиной.

Аккуратным надо быть и с педалью тормоза — из-за все того же сцепления во время торможения машина проскальзывает по щебню, сообразно увеличивается и тормозной путь.

Урок 6. Только по своей колее

Главное правило езды по колее — не разгоняться. Чем больше скорость, тем сложнее отслеживать, как меняется колея. Ехать в ранее накатанной колее, даже безобидной с виду, крайне не рекомендуется.

В любой момент ее центральная часть может увеличиться, и машина попросту «сядет на брюхо». Лучше держаться правее или левее от основной колеи, двигаясь по ее высоким участкам.

При этом нужно постоянно корректировать траекторию движения рулем.

Урок 7. Деревенский перекресток

При пересечении колеи «посадить» машину очень просто — достаточно допустить попадания передних и задних колес в поперечные траншеи. Это препятствие лучше пересекать не по прямой, а по диагонали. Если же такой возможности нет — форсируем преграду, чуть повернув колеса.

Тормозить, когда колеса находятся в нижней части колеи ни в коем случае нельзя, машина может забуксовать. Преодолеть колею с ходу проще, а по поводу контакта с землей в нашем случае беспокоиться не стоит — юбки бамперов Lada Vesta Cross сделаны из прочного черного пластика.

Урок 8. Ходим по диагонали

Преодолеть колею по диагонали несколько проще, чем по прямой. Правила все те же — ехать медленно и не допускать остановок в нижних точках. Аккуратно, на первой передаче, переваливаемся через колею, попадая в глубокую ее часть каждым колесом по очереди.

Подвеска у Lada Vesta Cross длинноходная, поэтому преодолеть препятствие таким образом не составляет труда.

Не переусердствуйте с педалью акселератора! Если что-то пошло не так и колесо не желает покидать колею — выезжаем «в раскачку», слегка откатываясь назад перед тем, как отпустить педаль сцепления.

Урок 9. Включаем противотуманки

В отличие от городских дорог, на грунтовке противотуманные фары — вещь необходимая. Передние противотуманки стоит включать хотя бы для того, чтобы улучшить видимость — пыль от грунтовой дороги ухудшает обзор не хуже тумана.

Противотуманный фонарь сзади на грунтовке и вовсе незаменим, особенно при езде в колонне. Из-за столба пыли, который поднимается за автомобилем, ни габариты, ни стоп-сигналы зачастую разглядеть не удается, а яркую противотуманку отлично видно.

В случае с Lada Vesta Cross противотуманные фары входят в список стандартного оснащения.

Урок 10. ESP на грунте — зло или благо? 

Систему электронного контроля устойчивости (ESP) на Lada Vesta Cross можно отключить. Функция в целом очень полезна, так как она подтормаживает одно из колес, чтобы не допустить заноса, и ограничивает обороты двигателя.

Делает она это в экстренных ситуациях, например, когда водитель не рассчитал скорость на повороте.

На грунтовых трассах ESP также нужна, но при медленном преодолении препятствий ее можно и отключить — это позволит немного повысить проходимость автомобиля.

Lada Vesta Cross — уникальная для российского рынка машина. По сути, это успевший полюбиться соотечественникам седан, но с повадками кроссовера. Нам в числе первых удалось протестировать этот автомобиль.

Результат испытаний однозначен — приставку Cross машина получила неспроста! Она выше стандартной Vesta, у нее иные настройки подвески, да и выглядит Cross очень эффектно — 17-дюймовые диски и пластиковые накладки на арки делают машину брутальной и харизматичной.

Технические данные
Длина, мм4424
Ширина, мм1785
Высота, мм 1526
Колесная база, мм2635
Снаряженная масса, кг1230–1380
Объем багажника, л 480
Дорожный просвет, мм203
Двигатель, число цилиндровR4
Объем двигателя, см31774
Макс. мощность, л.с.122 (5900)
Макс. момент, Нм (об/мин.)170 (3700)
Тип приводаПередний
Коробка передачМКП-5
0-100 км/ч, с10,5
Макс. скорость, км/ч180
ТопливоБензин АИ-92
Объем топливного бака, л55
Расход (смеш.), л/100 км7,7
Расход (город), л/100 км9,9
Расход (трасса), л/100 км6,4
Цена протестированного автомобиля, руб.834 900

Источник: https://4r.ru/stati/9881-sekrety-voditelskogo-masterstva-gruntovye-dorogi/

Езда по бездорожью

Особенности езды по грунтовой дороге

Грунтовая проселочная дорога – весьма распространенное явление на просторах нашей необъятной родины. Несмотря на большой прорыв в мировом автомобилестроении, проблема дорог с хорошим асфальтовым, бетонным или синтетическим покрытием у нас в XXI веке еще существует, и, нужно сказать, решается весьма трудно.

Родной Автодор, пытаясь разрушить ментальную связь между «дураками» и «дорогами», выявленную нашим классиком много веков назад, время от времени пытается улучшить сухопутный путь, укрепляя грунтовое полотно гравием или шлаком.

Но в процессе эксплуатации, особенно при изменении климатических условий, дороги из глинозема опять разбиваются, превращаясь в самую настоящую грязь или пыль со множеством ям и бугров самых невероятных размеров и форм.

Автолюбители, имеющие большой опыт езды по грунтовым дорогам, скажут, что таковая является совсем непростым, а порой даже опасным занятием, требующим от водителей определенных знаний, навыков, аккуратности и опыта вождения автомобиля.

Чтобы доставить пассажиров или груз, а чаще всего и то, и другое, в целости и сохранности и при этом не допустить повреждений автотранспорта на дорогах с естественным грунтовым покрытием, вам придется пожертвовать скоростью и всегда рассчитывать маршрут движения с учетом неизбежных потерь времени.

В качестве небольшого устного урока рассмотрим основные проблемные вопросы вождения автомобиля по «грунтовке» и способы их преодоления.

Песчаные дюны

Дороги с песчаной почвой очень коварны своей непредсказуемостью.

Колеса автомобиля зарываются в сухой песок, создавая при этом не только сопротивление движению, но и опасность заноса автомобиля или его полной блокировки.

Чтобы не застрять на таком пути, рекомендуется остерегаться резких ускорений, торможений и неоправданных движений рулевого колеса, а также на всякий случай иметь в арсенале возимого инструмента обычную саперную лопатку.

Движение по мокрому песку не менее опасно.

Хотя плотность песка во влажном состоянии несколько выше, чем сухого, не следует рассчитывать на то, что он будет хорошо держать автомобиль, движущийся на большой скорости.

В то же время нельзя долго стоять на мокром песке, иначе вы и глазом не моргнете, как колеса вашей машины начнут засасываться в почву. И все-таки управлять автомобилем на влажном песке значительно легче.

Грунтовая дорога после дождя или таяния снега весной

Тогда как езда по мокрому асфальту при наличии хорошей резины не представляет особых трудностей даже для начинающего водителя, передвигаться по размокшей «грунтовке» не очень любят даже бывалые профессионалы.

Мокрая земля или глина цепляется за протектор покрышек, забивая при этом грязью и без того не очень просторные колесные арки.

В результате сильно снижается управляемость автомобилем, он не только не слушается руля и педали управления акселератором, но и все время старается съехать с дороги и «уйти» в кювет.

Когда вам требуется ездить по грунтовой дороге в дождь, весеннее половодье или по мокрому снегу, рекомендуем возить в багажном отделении автомобиля лопату, лист толстой резины, кусок брезента или деревянный щит.

Они вам смогут помочь, если ведущее колесо машины попало в колею и при вращении пытается глубже зарыться в землю. Подкопайте края образовавшейся колеи, подсуньте любой из этих предметов под самое колесо и, не «накручивая» обороты двигателя в направлении подложки, пытайтесь выехать из ямы.

При отсутствии вспомогательных подручных средств в качестве подложки под колеса можно применить камни, ветки кустарников, широкие доски и др.

Колея на грунтовой дороге – опасность «сесть на мель» и серьезно повредить автомобиль. Если на грунтовой дороге имеется выбитая колея, вам, конечно же, придется ехать по ней.

Но двигаться по колее необходимо очень осторожно, внимательно изучая ее глубину. Чтобы не зацепить «брюхом» автомобиля о выступающую часть дороги, не спеша проезжайте самые опасные участки.

Помните, что резкое торможение прижимает автомобиль к дороге, и вы можете «крепко сесть на мель».

Лужи на грунтовой дороге

Лужа на любом дорожном покрытии может скрывать под водой различные опасности. Если имеется такая возможность, советуем вам объезжать все, даже небольшие на вид лужицы.

Однако если другой альтернативы нет, как только проехать через заполненную водой или грязной жижей яму, для начала постарайтесь любым удобным способом определить ее глубину.

В том случае, если она не настолько велика, чтобы скрыть в ней все ваше колесо, проезжайте ее быстро и с разгона, чтобы вы и ваш автомобиль не застряли в ней надолго. Если же лужа очень глубока, не рискуйте и поищите другое место для «брода».

Особенности движения в гору и спуска с горы по грунтовой дороге

По укатанному и сухому грунту движение в гору и спуск с горы на автомобиле ничем не отличается от езды по асфальтовому покрытию. В том случае, если дорога мокрая, она может быть очень скользкой.

Поэтому подъем и спуск необходимо производить аккуратно, без рывков и остановок, используя при этом пониженную передачу.

При длительном спуске с горы по грунтовой дороге советуем не игнорировать рекомендации правил дорожного движения и осуществлять движение только с работающим мотором и включенной передачей.

Счастливого вам пути! Удачи в дороге! И, как говорится, ни жезла вам, ни гвоздя!

Post Views: 3 025

Источник: https://www.hunt-guns.com/transport/kak-proyekhat-po-raznomu-bezdorozhyu

Особенности движения по грунтовой дороге

Особенности езды по грунтовой дороге

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про особенности движения по грунтовой дороге. Причем рассматривать этот тип дорог мы будем не с точки зрения правил дорожного движения.

Итак, основное отличие грунтовых дорог, от дорог с твердым покрытием, заключается именно в «мягком» покрытии, которое в ряде случаев может поспособствовать застреванию автомобиля. Для водителей, которые ранее не выезжали на грунтовые дороги, подобное развитие событий может быть полностью неожиданным.

Сегодня мы рассмотрим несколько советов, которые, во-первых, позволят автомобилю не застрять, а во-вторых, в случае застревания, помогут водителю выбраться из грунтовой «западни».

Как не застрять на песчаной дороге?

Итак, далее в тексте этой статьи речь будет идти про песчаные дороги, одну из которых Вы можете встретить просто свернув в ближайший к Вашему дому хвойный лес.

Первая особенность песчаной дороги заключается в том, что закопаться в сухой песок значительно проще, чем в песок влажный. Поэтому в том случае если Вы въезжаете в лес по влажному песку, и Ваш автомобиль замечательно преодолевает все неровности грунтовой дороги, следует помнить и о том, что Вам еще предстоит обратная дорога, а песок к тому времени может и подсохнуть.

Кстати, если Вы не хотите застрять в лесу, то может быть и не стоит в него заезжать? Особенно внимательно к этому совету следует отнестись владельцам передне- и заднеприводных автомобилей, не предназначенных для движения по пересеченной местности.

Предположим, что песчаная дорога Вас не пугает, и Вы все-таки собрались ехать в лес. В этом случае рекомендую предварительно подготовить несколько предметов, которые смогут помочь Вам впоследствии:

1. Трос.2. Лопата.3. Домкрат.4. Автомобильный насос.

5. Топор.

О том, как использовать эти предметы мы поговорим чуть позже, а пока что еще несколько советов:

1. При въезде на песчаную дорогу уменьшите давление в колесах Вашего автомобиля. Приблизительно до 1 атмосферы. Это увеличит пятно контакта с песком и улучшит проходимость машины.

Важно! При выезде из леса не забудьте подкачать колеса.

2. При движении по лесной песчаной дороге я не рекомендую излишне замедляться. Сохраняйте скорость в пределах 25-30 км/ч, даже если автомобиль при этом будет изрядно потряхивать. При движении на такой скорости Вы сможете проскочить неровности дороги, которые в противном случае могут привести к застреванию.

3. Особое внимание при движении по грунтовой дороге следует обращать на небольшие ямки и овражки. Автомобиль обычно застревает именно в таких местах. Их лучше проезжать не снижая скорости.

4. Если Вы едете по песчаной колее, то не въезжайте на ее боковые бортики. В большинстве случаев это приводит к тому, что автомобиль «садится на брюхо».

5. В случае необходимости встречного разъезда на песчаной дороге предоставьте возможность маневрирования полноприводному автомобилю. Например, если Вы едете на переднеприводном автомобиле и встречаете полноприводную ниву, то право выезда с колеи лучше предоставить ей.

Кстати, рекомендую предварительно обговорить с водителем встречного автомобиля все предстоящие маневры. Лучше потратить на это пару минут, чем потом в течение нескольких часов пытаться вытащить из песка один из автомобилей.

Как вытащить автомобиль из песка?

Надеюсь, что описанные в этом пункте советы Вам никогда не потребуются, однако рекомендую все же отнестись к ним с должным вниманием.

Итак, если Ваш автомобиль все же застрял в песке, то первое что нужно сделать, это — прекратить нажимать на педаль газа. В противном случае Вы только сильнее закопаете автомобиль, чем усложните себе жизнь.

Самое простое, что может Вам помочь, — еще один автомобиль, едущий по той же самой песчаной дороге. В лесу встретить автомобиль не так уж и просто, но если он Вам все же попался, — смело скрепляйте автомобили буксировочным тросом и вытягивайте автомобиль из «плена».

Если же другого автомобиля нет, то придется обходится подручными средствами.

Для начала максимально разгрузите Вашу машину. Для этого попросите всех пассажиров выйти и полностью опустошите багажник.

На следующем этапе попытайтесь увеличить сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием. Тут нужно действовать в зависимости от ситуации.

— Если при въезде в лес не спустили колеса до 1 атмосферы, то самое время сделать это сейчас.

— Соберите в округе палки, бревна, доски, всевозможный твердый мусор и положите все это под колеса. Для сбора веток Вам пригодится топор или пила. Чтобы подложить предметы под колеса автомобиль нужно либо приподнять (с помощью домкрата), либо подкопать (с помощью лопаты). В любом случае будьте осторожны, т.к. песок — очень неустойчивое покрытие.

— Прокопайте дорожки длиной хотя бы в 1 метр перед каждым из колес автомобиля.

— Еще один способ увеличить твердость песка — это намочить его. Если в непосредственной близости от места застревания есть водоем, то обязательно этим воспользуйтесь.

Напомню, что перечисленные выше способы следует комбинировать. Кстати, при трогании с места не следует пытаться чрезмерно давить на газ, т.к. это приведет к повторному зарыванию автомобиля. Как вариант можно рассмотреть начало движения на второй передаче.

Если же ни один из вышеперечисленных советов не помог, то остается лишь искать автомобиль, который сможет вытащить Вашу машину. И, как известно, чем круче джип, тем дальше идти за трактором.

Источник: https://pddmaster.ru/poleznye-sovety/osobennosti-dvizheniya-po-gruntovoi-doroge.html

Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью

Грунтовые дороги характеризуются наличием большого количества неровностей, поворотов, малых, часто весьма примитивных, мостов и других неожиданно возникающих препятствий. Полевые грунтовые дороги проходят по открытой местности и, в отличие от лесных, более ровные и сухие.

В летнее время на твердых грунтах они часто бывают хорошо накатаны и позволяют двигаться с достаточно высокой скоростью. После дождей состояние полевых дорог резко ухудшается. Однако при ветреной теплой погоде они быстро просыхают и становятся вновь пригодными для движения.

Намного хуже лесные грунтовые дороги. На них много непросыхающих даже летом больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутых закрытых поворотов, много высоко выступающих корневищ. Вероятность застревания на лесной дороге обычно в несколько раз больше, чем на полевой. Эти обстоятельства надо учитывать при выборе маршрута движения и по возможности избегать лесных дорог.

Равномерно выбитая грунтовая дорога позволяет двигаться с примерно постоянной скоростью без переключения передач, но требует непрерывной работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжаются или пропускаются между колесами.

Если есть возможность выбора: пропустить между колесами или объехать, то выбирается последнее, так как безобидный на первый взгляд ком глины или снега может оказаться камнем, льдиной, куском металла или иным твердым предметом, попадание которого под машину крайне нежелательно.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В дождливую погоду или распутицу на сравнительно ровных грунтовых (обычно полевых) дорогах скапливается местами большое количество воды, образуя длинные неглубокие лужи. Такие лужи преодолеваются без снижения скорости с закрытыми жалюзи (если они есть). Однако при преодолении глубоких луж вода может достать до концов лопастей вентилятора.

При этом она разбрасывается в подкапотном пространстве двигателя и попадает на приборы системы зажигания. Двигатель в этом случае глохнет. Если пустить его не удается, необходимо открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем просушить подкапотное пространство, оставив капот открытым на 10— 15 мин. После просушки двигатель, как правило, вновь работает нормально.

Дальнейшее движение производится с большей осторожностью.

При движении по глубокой колее автомобиль направляется строго по ее середине. Водитель постоянно следит за глубиной колеи. Если она превышает величину дорожного просвета, то возможно задевание низшими точками автомобиля за грунт.

Очень глубокая колея пропускается между колесами, для чего колеса одного борта направляются по гребню колеи, а второго — по обочине (при движении с прицепом этого делать нельзя). Вывод автомобиля из колеи производится быстрым поворотом рулевого колеса в месте, где глубина колеи наименьшая.

Для облегчения выезда можно в колее прорыть направляющие канавки для колес.

На мокрых профилированных дорогах без колеи, имеющих крутой профиль, очень велика вероятность заноса автомобиля. Двигаться здесь надо равномерно по самому гребню дороги на малой скорости в постоянной готовности к быстрому гашению возникающего заноса.

Дороги и участки бездорожья с мягкими грунтами {(глинистые, болотистые, песчаные, покрытые снегом) имеют две характерные особенности: они обладают большим сопротивлением качению колес и в то же время не всегда обеспечивают необходимое для движения сцепление колес с дорогой.

Частицы грунта слабо связаны Между собой и под воздействием веса автомобиля раздвигаются в стороны. При этом колеса глубоко погружаются в грунт и для движения необходима большая тяга. Однако нередко грунт не способен обеспечить реализацию необходимой силы тяги на колесах, хотя она и может быть создана автомобилем.

Возникает проблема: для обеспечения движения на ведущих колесах необходимо создавать наибольшую тягу, а она вследствие слабых сил сцепления не может быть реализована. При таком соотношении сил автомобиль, естественно, теряет способность двигаться. Но опытные водители преодолевают все-таки эти тяжелые участки.

Как им это удается? Разумеется, прежде всего созданием на колесах наибольшей тяги, которая достигается включением пониженных передач в КП и созданием режима работы двигателя с наибольшим крутящим моментом в диапазоне АБ. Но это еще не все.

Сопротивление движению на мягких грунтах не остается постоянным, оно по пути движения автомобиля непрерывно меняется. Рыхлый грунт, песок, дорожная грязь не лежат ровной массой, обычно это весьма неравномерные по сопротивлению слои. Для преодоления участков с повышенным сопротивлением движению нужна еще какая-то дополнительная сила.

Такой силой является сила инерции. Она создается водителем за счет скорости движения. Чем больше скорость движения, тем большей кинетической энергией обладает автомобиль и возникает большая сила инерции, которая и помогает преодолевать с ходу участки с повышенным сопротивлением качению.

Большое значение имеет правильный выбор направления движения через отдельные препятствия и тяжелые участки. На любой местности всегда имеются определенные признаки, зная которые водитель может выбрать наиболее верное направление движения. Основным из них являются следы прошедших ранее машин.

Правда, следы, оставленные грузовыми автомобилями, еще не дают полной уверенности в преодолении этих участков на легковом автомобиле; к ним надо относиться осторожно. Но там, где есть следы легковых автомобилей, можно смело по ним двигаться; чем следы отчетливее и свежее, тем двигаться увереннее.

Еще несколько рекомендаций по вождению автомобиля по тяжелым грунтам.

Во-первых, следует избегать остановок на этих участках, так как при этом теряется инерция и последующее трогание затруднительно, а иногда и невозможно.

Во-вторых, в движении надо делать как можно меньше поворотов, особенно крутых. Каждый поворот вызывает добавочное сопротивление качению, что опять-таки гасит скорость, а с ней и инерцию машины.

В-третьих, нельзя допускать буксования ведущих колес. Длительное буксование на месте приводит лишь к еще более глубокому погружению колес в грунт и усугубляет положение.

Если буксование началось, но автомобиль еще двигается и частота вращения коленчатого вала не меняется, надо продолжать движение, не переключая передачи.

Следует лишь несколько уменьшить частоту вращения коленчатого вала и буксование при этом, как правило, прекращается.

Совершенно неправильно при начавшемся буксовании увеличивать частоту вращения коленчатого вала или, что еще хуже, переходить на более высокую передачу. Почти всегда это приводит к усилению буксования, и автомобиль останавливается.

Переключение передач в тяжелых дорожных условиях нежелательно. Оно неизбежно вызывает потерю скорости, которой так надо здесь дорожить. На пониженную передачу переходят заблаговременно, до въезда на тяжелый участок. Но если условия все-таки потребуют перейти на более низкую передачу непосредственно на тяжелом участке, то делают это очень быстро, с наименьшей потерей скорости.

На автомобилях с задними ведущими колесами подъемы на грунтах с большим сопротивлением качению лучше преодолеваются при движении передним ходом.

Но бывает так, что водитель съехал с крутого берега к реке или спустился с холма в лощинку, где развернуться негде, поэтому пытается выехать обратно задним ходом. Нередко на песчаном или другом мягком грунте это ему не удается.

Колеса на подъеме начинают буксовать, и автомобиль останавливается. Буксованию обычно способствует перераспределение массы автомобиля по осям: при движении на подъем задним ходом ведущие .

колеса разгружаются, сцепная масса уменьшается и уже не может обеспечить реализацию создаваемой на колесах силы тяги. При движении на подъем передним ходом задние ведущие колеса, наоборот, загружаются, сцепная масса увеличивается и на колесах реализуется значительно большая сила тяги.

Поэтому надо сделать все, чтобы развернуться внизу и подниматься передним ходом. Если же развернуться не удается, рекомендуем посадить на заднее сиденье пассажиров и максимально загрузить багажник. Эти меры могут помочь выехать и задним ходом.

Болотистая местность и мокрый луг характеризуются слабым поверхностным дерновым покровом и очень малым коэффициентом сцепления колес с грунтом. При нарушении (срыве) поверхностного слоя колеса попадают в находящийся под дерном полужидкий слой, теряют сцепление, начинают буксовать и при этом быстро погружаются в грунт.

Перед преодолением болотистого участка водителю лучше выйти из машины, осмотреть его и выбрать путь движения, избегая открытых луж. низких, покрытых водой или заросших высокой травой мест. В то же время намеченный маршрут должен быть по возможности прямым.

По следу прошедших ранее машин двигаться опасно, так как в следу уже поврежден поверхностный слой и сильно возрастает вероятность буксования. Трогание с места производится плавно с постепенным увеличением скорости. По выбранному направлению двигаются без поворотов, на первой или второй передаче при частоте вращения коленчатого вала выше средней.

На болотистых местах, как нигде, надо дорожить скоростью. При появившемся незначительном буксовании движение продолжается в установленном режиме, не следует пытаться увеличить скорость. Буксование на месте на топких участках недопустимо: это приведет к неизбежному погружению колес в грунт и глубокому застреванию автомобиля.

Особенно осторожно нужно двигаться по замерзшим болотам. Они обычно замерзают очень неравномерно; достаточный для прохождения машины ледяной покров имеется, как правило, только у кромки.

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при движении на подъем: а — передним ходом; б — задним ходом, Ра — сила сопротивления подъему, Рк — сила тяги; ЦМ — центр масс автомобиля; Qa — сила тяжести автомобиля; Zu Z2—сила реакции дороги на опоры колес; М — опро-кйдывающий момент

Применение цепей противоскольжения на болотистых участках недопустимо. Они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию автомобиля.

Для движения по песку используется колея ранее прошедших машин, в ней песок уже уплотнен и сопротивление качению колес меньше, чем при движении по песчаной целине.

Выезд из колеи нежелателен: он вызывает дополнительное сопротивление и потерю скорости. Цепи противоскольжения в песках применять также нельзя: даже при незначительном буксовании они способствуют погружению колес в песок.

Мокрый песок, как правило, плотнее сухого и условия движения по нему лучше.

Если началось буксование, автомобиль останавливают, подают назад строго по своей колее и пытаются вновь пройти участок с разгона. Если это не удается, расчищают образовавшиеся под колесами валы песка, укладывают под ведущие колеса подручные материалы.

По пашне двигаются вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пашне, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. Двигаются на первой передаче в КП при средней частоте вращения коленчатого вала. Переключения передач и остановок лучше не делать.

На пыльных дорогах рекомендуем плотно закрыть все окна, открыть крышку люка воздухопритока и включить электродвигатель отопителя. Это создаст в салоне некоторое избыточное давление и уменьшит его запыленность.

Рис. 2. Схема перекатывания колес автомобиля через яму: 1 —путь, пройденный задним колесом, 2 — путь, пройденный передним колесом

У легковых автомобилей повышенной проходимости (УАЗ-469, ВАЗ-2121, ЛуАЗ-969) все колеса ведущие. У них сцепной массой является вся масса автомобиля, что позволяет реализовать значительно большую силу тяги на колесах.

Кроме того, если колеса имеют разное сцепление с дорогой, то наибольшую тягу создают те, которые в данный момент имеют большее сцепление.

Эти обстоятельства значительно повышают проходимость автомобилей и позволяют им уверенно двигаться по таким тяжелым участкам дорог и бездорожью, которые для легковых автомобилей с колесной формулой 4X2 являются просто непроходимыми.

При движении автомобилей повышенной проходимости по сухим дорогам блокировка межосевого дифференциала (на автомобиле УАЗ-469 — включение переднего моста) не допускается. При этом передний мост системой валов и шестерен жестко связывается с задним, тоже ведущим мостом.

Но при движении по неровной дороге колеса мостов очень часто в определенный момент проходят разные по величине участки пути. Например, при проезде через небольшую яму по ней сначала проходят колеса переднего моста, в то время как колеса заднего еще катятся по ровной поверхности (рис. 2).

Естественно, что в этот момент колеса переднего моста, прокатываясь по яме, пройдут несколько больший путь, чем колеса заднего моста. Но так как мосты жестко связаны между собой трансмиссией, число оборотов колес всегда должно быть равным.

Поэтому при проезде через яму неизбежно произойдет проскальзывание по дороге колес одного из мостов. На скользких грунтах это не приводит к нежелательным последствиям. На сухих же дорогах такая пробуксовка вызывает большие напряжения в трансмиссии, износ покрышек, перерасход горючего.

При разблокированном дифференциале (отключенном переднем мосте) таких явлений не возникает, так как мосты не имеют жесткой механической связи.

Рекламные предложения:

Читать далее: Преодоление препятствий на автомобиле

Категория: — Управление автомобилем

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/vozhdenie-po-gruntovym-dorogam-i-bezdorozhyu

Спорам нет
Добавить комментарий