Органы управления автомобилем

Органы управления автомобилем: особенности и рекомендации

Органы управления автомобилем

История автомобилестроения началась в далеком 1768 году. Те машины были паросиловыми. Они имели простейшие органы управления. Автомобиль было сложнее подготовить к поездке и обслуживать, чем управлять им.

Со времен первого автомобиля массового производства («Форд-Модел Т», выпускавшегося с 1908 по 1927 год) органы и элементы управления претерпели колоссальные изменения.

Все они становились более дружелюбными по отношению к человеку.

Инженеры старались сделать работу с органами управления автомобиля максимально незаметной для водителя, ведь раньше ему приходилось отвлекаться на огромное количество дополнительных действий. Даже для поворота руля нужно было приложить значительно больше усилий, чем сейчас.

«Москвич-420»: фото, описание, технические характеристики, история создания и отзывы

В то же время все эти новшества делали автомобиль намного более сложным технически.

Появились электронные стартеры вместо ручных, гидравлические и электрические усилители руля, усилители тормозов и еще огромное количество устройств, без которых современный человек не может представить себе автомобиль.

Кто будет выходить из машины, чтобы запустить двигатель? И может ли человек представить себе машину без системы подачи воздуха в салон?

Какая «Нива» лучше, длинная или короткая: размеры, габариты, технические характеристики, сравнение и правильный выбор

Эта система прошла апргейд не один раз.

Сначала появился подогрев воздуха, затем начали устанавливать воздушные фильтры, появились кондиционеры, их заменили системы с климатической установкой, которая сама добивается выбранной температуры, после чего такие системы стали делать двух-, трех- и даже четырехзонными.

В последнее время премиум-автомобили начали оснащаться приборами для ионизации воздуха и ароматизации. И это всего лишь простейшая система подачи воздуха в салон. Некоторые элементы управления появились вообще совсем недавно. Навигация, ое управление — все это можно перечислять бесконечно.

Органы управления в легковых автомобилях

В салоне любой современной машины огромное количество различных кнопок. Не важно, сенсорные они, механические или вообще нарисованы просто на огромном дисплее «Теслы», разобраться сходу даже опытному водителю в новой машине бывает непросто. Все элементы управления можно разделить на три группы:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • элементы управления функциями комфорта.

К первой группе относятся рулевое колесо, педали, рычаг коробки переключения передач. Ко второй относят не менее важные органы управления автомобилем, но без которых водитель может в теории передвигаться на машине.

Все они прямо влияют на безопасность дорожного движения.

Вспомогательные органы: управление светом и дворниками, системами безопасности (антиблокировочная система, электронная система динамической стабилизации автомобиля, антипробуксовочная система и другие), регулировка зеркал.

К третьей категории относят все остальные органы, а именно: управление мультимедиа, управление системой подачи воздуха в салон, регулировку сидений, стеклоподъемники и многое другое. Расположение органов управления автомобилем должно быть эргономичным, то есть удобным для пользования.

Именно поэтому часто в автомобилях одинаковые элементы располагаются в одинаковых местах: коробка передач устанавливается между передними сиденьями, стеклоподъемники — на карте двери, управление радио — по центру торпедо. Но бывают и исключения.

Эта статья поможет легко и быстро находить органы управления автомобилем в любой машине и использовать их правильно.

Управление рулевой системой

Без знания правил управления этими элементами водитель даже не сдвинется с места за рулем авто, разве что на сиденье может подвигаться. Руль находится всегда прямо перед водителем.

Для начала его нужно отрегулировать в соответствии с картинкой ниже. Сделать это можно с помощью рычажка, находящегося слева на рулевой колонке.

Там же будут и кнопки, если положения руля изменяется электрическим приводом.

Регулировка может осуществляться как по наклону, так и по вылету. Рулевое колесо следует держать всегда двумя руками, чтобы его не выбило на яме или неровности.

Избегайте ситуации, когда во время вращения руля руки водителя окажутся скрещенными, нужно сразу перехватить его одной рукой. Если необходимо повернуть направо — крутить руль тоже нужно вправо, и не важно, едет машина вперед или назад.

Во всех современных машинах на рулевом колесе размещают дополнительные органы управления автомобилем: круиз-контроль, управление мультимедиа и так далее.

Управление мотором и тормозной системой

Педалей в машине может быть две или три. Если в автомобиле механическая коробка переключения передач, то педалей будет три, автоматическая — две. Правая педаль всегда является газом. Нажимать на нее следует плавно. Слева от нее находится педаль тормоза. На эти две педали нужно нажимать только правой ногой, исключением будут являться только автогонки.

Следовательно, нельзя нажимать одновременно на газ и на тормоз. Третья педаль, самая левая — сцепление, нажимается для переключения передач. Выжимать его следует быстро, отпускать плавно.

Рычаг управления механической коробки передач всегда находится справа от водителя (между сиденьями или на «торпедо»). Схема переключения передач находится непосредственно на рычаге.

Для включения задней скорости часто нужно или нажать на кнопку на рычаге, или на сам рычаг.

Элементы управления автомобилем с автоматической коробкой переключения передач

Управление авто с автоматической коробкой отличается только тем, что нет педали сцепления, и передачи переключаются сами. Селектор коробки может выглядеть как рычаг, кнопка (набор кнопок) или шайба. Обычно располагается справа от водителя. На американских машинах и авто марки «Мерседес» часто можно увидеть рычаг АКПП за рулем.

Свет и дворники

Управление светом и дворниками кажется очень простым на первый взгляд, однако тут очень много тонкостей и деталей. Рычаг управления светом всегда находится слева за рулем.

Если потянуть рычаг вниз — включается левый поворотник, вверх — правый. Почти на всех современных машинах, за исключением «Тойоты», имеется поворотник в одно касание.

Этот же рычаг отвечает за включение ближнего и дальнего света фар, ДХО, противотуманок и так далее.

Рычаг управления дворниками обычно установлен справа за рулем, если его место не занял селектор автоматической коробки. На нем можно регулировать скорость дворников, подавать омывающую жидкость. Стоит отметить, что на многих современных автомобилях стоят датчики дождя и света, поэтому, поставив рычажки в положение «Авто», водитель должен будет только включить поворотники.

Органы управления грузовых автомобилей

Сегодня элементы управления грузовиков почти не отличаются от таковых в легковых машинах. Фуры могут обладать дополнительными органами управления, например сцепным устройством. Для понимания ниже показана картинка расположения органов управления автомобилем МАН.

Вывод

Инженеры и конструкторы прикладывают много усилий для того, чтобы сделать управление машиной не только простым, но и приятным. Один раз поняв принцип управления системами автомобиля, водитель сможет намного легче пересаживаться из одного авто на другое. К тому же это сделает жизнь немного проще. Удачи на дорогах!

Источник

Источник: https://ruud.ru/avtomobili/24699-organy-upravleniya-avtomobilem-osobennosti-i-rekomendacii/

Органы управления автомобилем

Органы управления автомобилем

Каждый современный легковой автомобиль в обязательном порядке имеет следующие органы управления:

• рулевое колесо;

• педали сцепления, тормоза и газа (последнюю также называют акселератором или педалью управления дросселем);

• рычаг коробки переключения передач;

• рычаг стояночного тормоза (ручник).

Кроме перечисленных основных устройств, имеются и дополнительные органы управления и контроля:

• переключатель указателей поворотов;

• включатель габаритных огней;

• переключатель света фар;

• включатель стеклоочистителя и стеклоомывателя;

• замок зажигания.

В большинстве легковых автомобилей переключатель указателей поворотов, включатель габаритных огней и переключатель света фар расположены на одном устройстве и включение той или иной функции зависит от режима работы устройства.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных органов управления.

Основные органы управления

Рулевое колесо – один из важнейших элементов управления автомобилем. С его помощью вы придаете транспортному средству необходимое направление во время движения.

В соответствии с действующими ПДД при неисправности рулевого управления запрещается не только эксплуатация автомобиля, но и его дальнейшее движение. Иначе говоря, если в дороге у вас сломался руль – дальше ехать категорически запрещается, поскольку это может привести к ДТП.

Оптимальный вариант в данном случае – буксировка автомобиля методом частичной погрузки либо его транспортировка с помощью специально предназначенного эвакуатора.

Управление рулевым колесом обычно осуществляется двумя руками, за исключением моментов переключения передач (при этом правая рука оставляет рулевое колесо, левая перемещается в его верхний сектор, а ладонь упирается в обод колеса) и движения задним ходом, когда водителю приходится разворачиваться на сиденье, чтобы контролировать обстановку сзади автомобиля (если контроля с помощью зеркал недостаточно).

К сожалению, на российских дорогах часто можно встретить лихачей, которые с показной легкостью пренебрежительно манипулируют рулевым колесом. Такие действия не только недопустимы, но и опасны. Если автомобиль внезапно наедет на препятствие либо во время движения колесо будет проколото или вообще лопнет – руль в одной руке можно не удержать, что чревато серьезным ДТП.

У большинства автомобилей на руле находится клавиша звукового сигнала, достаточно нажать на нее, чтобы вызвать звуковой сигнал. В соответствии с действующими ПДД в населенных пунктах подача звукового сигнала разрешена только для предотвращения ДТП.

В современных автомобилях конструктивно предусмотрено противоугонное устройство – блокировка руля, которое срабатывает, когда водитель достает ключ из замка зажигания и немного проворачивает руль в одну или другую сторону.

После того как раздастся характерный щелчок, повернуть рулевое колесо будет невозможно, и снять блокировку можно только с помощью ключа зажигания. Если данное противоугонное устройство неисправно – эксплуатация автомобиля категорически запрещается.

Представьте, что может возникнуть на дороге, если при повороте на перекрестке у вас внезапно заблокируется руль.

Педаль сцепления предназначена для включения и выключения сцепления, которое представляет собой механизм передачи вращения, обеспечивающий плавное, без рывков трогание автомобиля с места и бесшумное переключение передач.

Сцепление соединяет двигатель с коробкой переключения передач и отсоединяет его от нее.

Когда педаль сцепления нажата, двигатель отсоединен от КПП, когда педаль отпущена – соединен с ней и крутящий момент передается на ведущие колеса, за счет чего и происходит движение автомобиля.

ВНИМАНИЕ

Педаль сцепления следует нажимать левой ногой, а педали тормоза и газа – правой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

1. Вначале следует немного отпустить педаль сцепления: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникает легкая сила трения и диск начинает вращаться, что заставляет автомобиль понемногу двигаться.

2. Далее нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода и совсем ненадолго (на пару секунд) задержать ее в этом положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

3. На заключительном этапе педаль сцепления нужно отпустить полностью.

Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью.

Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина будет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

На практике три этапа сливаются в плавное, аккуратное движение, которым и отпускается педаль сцепления. Опытный водитель хорошо чувствует момент, когда двигатель может заглохнуть, и «подхватывает» педаль сцепления (немного усиливает нажим).

Новички же чаще всего отпускают ее слишком резко и быстро, в результате чего двигатель глохнет.

Итогом такой тактики вождения является быстрый выход из строя механизма сцепления – именно поэтому он является самым слабым местом в учебных автомобилях.

Педаль тормоза предназначена для приведения в действие рабочей тормозной системы автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

Тормозная система любого автомобиля состоит из рабочей и стояночной тормозной системы (управляется ручником).

Задача рабочей тормозной системы автомобиля – уменьшение скорости его движения вплоть до полной остановки. Когда водитель нажимает педаль тормоза, это усилие через гидравлический привод передается на тормозные механизмы всех колес машины.

Работать с педалью тормоза можно только правой ногой. Главное отличие данной педали от педалей сцепления и газа заключается в том, что ее нельзя выжать до упора. Если это становится возможным – значит, тормозная система автомобиля неисправна и требует ремонта.

ПДД запрещают не только эксплуатацию, но и дальнейшее движение автомобиля, у которого неисправна рабочая тормозная система. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями чреваты внезапный отказ тормозов во время движения или недостаточная эффективность торможения.

Педаль газа также управляется правой ногой. При нажатии на нее двигатель увеличивает обороты, следовательно, растет скорость движения автомобиля. Педаль газа при стандартном движении действует в очень небольшом диапазоне: современные двигатели отличаются чуткостью и реагируют даже на незначительное ее нажатие.

Рычаг переключения передач расположен справа и спереди от водителя (рис. 2.3). В некоторых старых автомобилях (например, «Волга» ГАЗ-21) он установлен на рулевой колонке, но это исключение из правила.

Водитель переключает передачи в зависимости от выбранного скоростного режима правой рукой, предварительно выжимая для этого сцепление. Включение требуемой передачи осуществляется перемещением рычага в соответствующее положение.

ПРИМЕЧАНИЕ

В руководстве пользователя автомобиля обязательно присутствует схема переключения передач.

Рис. 2.3. Рычаг механической коробки переключения передач

Нейтральное положение рычага позволяет надолго отключать ведущие колеса автомобиля от двигателя (в отличие от сцепления, которое позволяет делать это только на очень короткий промежуток времени для переключения передач). В нейтральном положении рычаг свободно двигается в поперечном направлении.

На современных легковушках, как правило, устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Это значит, что машина имеет пять передач для движения в переднем направлении и одну передачу для движения в заднем направлении.

Каждый водитель знает: чем ниже передача, тем она мощнее, но в то же время медленнее. Поэтому самые мощные передачи, предназначенные для начала движения и езды на малой скорости, – это первая и задняя.

При их включении мотор легко крутит колеса, однако высокую скорость на них не разовьешь: двигатель будет работать на больших оборотах, громко реветь, но все это бесполезно – больше чем до скорости 10–20 км/ч автомобиль не разгонится.

Поэтому после трогания с места и небольшого разгона нужно перейти на вторую передачу, менее сильную, но зато более быструю. На ней уже можно развить скорость 30–40 км/ч, чтобы переключиться на третью передачу, еще более скоростную, но менее мощную и т. д.

Если в автомобиле используется автоматическая коробка переключения передач (рис. 2.4), то смена передач осуществляется автоматически, а педаль сцепления отсутствует.

Рис. 2.4. Рычаг автоматической коробки переключения передач

При движении на низких передачах автомобиль требует больше топлива, чем при движении на высоких. Следовательно, чем выше передача – тем больше экономия.

Ручник почти всегда располагается между передними сиденьями автомобиля. Стояночная тормозная система обеспечивает удержание автомобиля от произвольного движения во время его стоянки. Включить ее можно, подняв ручник в верхнее положение – при этом будут приведены в действие тормозные механизмы задних колес, они заблокируются и обеспечат неподвижность машины.

Когда ручник затянут (то есть поднят), то для предотвращения самопроизвольного снятия он автоматически блокируется специально предназначенной защелкой. Необходимо нажать на специальную кнопку, расположенную на конце рычага, чтобы опустить ручник (на водительском языке это называется «снять автомобиль с ручника»).

Дополнительные органы управления

В соответствии с действующими ПДД перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления.

Для этого предназначен переключатель указателей поворота, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке и представляет собой небольшой пластмассовый рычаг, приводимый в действие пальцами руки.

Переключатель указателей поворотов имеет три положения: одно из них (центральное) является нейтральным – в это время все указатели выключены, два других (верхнее и нижнее) предназначены для включения указателя поворота соответствующего направления.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ПДД сказано, что подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения, при этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

При остановке или стоянке в темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель должен обозначить габариты своего транспортного средства с помощью габаритных огней.

Для этого в автомобиле предназначен включатель габаритных огней, который может находиться на рулевой колонке, на рычаге переключателя поворотов или на приборной панели – в зависимости от конкретного автомобиля.

В соответствии с ПДД в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должен быть включен ближний или дальний свет фар.

Кроме того, фары могут использоваться и в других случаях, например, переключением света фар водители могут предупреждать друг друга об опасности.

Для выполнения подобных манипуляций в любом автомобиле имеется переключатель света фар, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке (часто он совмещен с переключателем указателей поворота).

Стеклоочиститель и стеклоомыватель – исключительно важные приборы, которые обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при движении по грязным дорогам (например, из-под колес впереди идущего автомобиля на лобовое стекло вашей машины летят брызги).

В соответствии с действующими ПДД запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работают стеклоочистители и стеклоомыватели.

Для включения и выключения данных устройств (стеклоочиститель может работать минимум в двух режимах) предназначены специальные переключатели, которые обычно установлены на рулевой колонке.

Замок зажигания – очень важный прибор, с помощью которого водитель заводит транспортное средство. При первом повороте ключа в замке включается собственно зажигание, при дальнейшем повороте срабатывает стартер, который представляет собой электрический двигатель постоянного тока.

Когда водитель поворачивает в замке зажигания ключ в положение «Запуск», то электрический ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотку стартера. В результате срабатывает тяговое реле, специальная шестерня стартера цепляется за маховик двигателя и проворачивает его.

Поскольку зажигание уже включено, то двигатель заводится и начинает работать.

Помните, что сразу после запуска двигателя необходимо выключить стартер, отпустив ключ в замке зажигания.

Принудительное удержание ключа при работающем двигателе в положении «Запуск» может быстро вывести стартер из строя: тяжелый вращающийся венец маховика как минимум просто «перемелет» шестерню стартера.

Не исключено, что стартер получит и другие повреждения (сгорит тяговое реле и др.). По этой же причине ни в коем случае нельзя включать стартер при работающем двигателе.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=317497

Основы управления автомобилем

Органы управления автомобилем

Движение автомобиля подчиняется не только определенным законам, но и прежде всего — воле водителя. Собственно говоря, законы движения автомобиля вступают в силу только после того или иного, правильного или неправильного, действия водителя. Водитель и конструктор должны учитывать и правильно применять законы движения автомобиля.

Органы управления автомобилем

Для управления движением автомобиля и работой его механизмов в распоряжение водителя даны:

  • рычаги
  • педали
  • рукоятки
  • кнопки

которые посредством тяг, рычажков, тросов, жидкостных, электрических или воздушных приводов связаны с соответствующими механизмами автомобиля.

В настоящее время, перед водителем может иметься только два органа управления: руль и педаль скорости.

На некоторых автомобилях сейчас часть органов управления либо устранена и заменена автоматами, либо пользование ими не обязательно в обычных условиях движения.

Однако типовое устройство автомобиля, в особенности устройство грузового автомобиля, такое, что для изменения данного качества движения автомобиля приходится приводить в действие несколько органов управления.

В конечном счете водитель должен изменять только три особенности движения автомобиля:

  • скорость
  • развиваемое усилие
  • направление

В изменении скорости и развиваемого усилия участвуют:

  • педаль подачи топлива (акселератор)
  • кнопки управления воздушной заслонкой (кнопка «подсоса») и дроссельной заслонкой карбюратора (кнопка «постоянного газа»)
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач
  • педаль тормоза
  • а также для пуска и остановки двигателя — замок зажигания, кнопка или педаль стартера

В изменении направления движения участвуют:

  • рулевое колесо
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач

Особую группу органов управления составляют приборы:

  • контрольные
  • освещения
  • сигнализации

Но эти приборы вспомогательные, не связанные непосредственно с движением автомобиля.

Рис. В изменении скорости движения и крутящего момента участвуют три педали, рычаг и две кнопки — вверху. В изменении направления движения участвуют рулевое колесо, одна педаль и один рычаг — внизу.

Пуск двигателя

Если источник энергии — карбюраторный двигатель, то он может начать работать только после того, как включено зажигание. Для этого ключ в замке зажигания поворачивают.

О включенном зажигании свидетельствует не только положение ключа в замке, но и показания некоторых приборов на щите перед водителем или движение стрелок указателя уровня бензина, амперметра, термометра и манометра давления масла, которые до этого были неподвижными.

Чтобы двигатель заработал, в нужно нажать на кнопку стартера (ножную, ручную или объединенную с ключом зажигания). Электродвигатель передает вращение шестерне стартера, входящей в этот момент в зацепление с зубчатым венцом маховика, и маховик, а вместе с ним и вал двигателя начнут вращаться.

Когда после одного-двух (иногда нескольких) оборотов вала двигателя в цилиндрах произойдут вспышки рабочей смеси и рабочие ходы, кнопку стартера нужно отпустить. Теперь двигатель работает сам. Если двигатель холодный или продолжительное время бездействовал, приходится прогревать его на богатой рабочей смеси, пользуясь при этом кнопкой управления воздушной заслонкой.

После того как двигатель прогреется и начнет устойчиво работать на малых (холостых) оборотах, кнопку вдвигают в гнездо до отказа.

Кнопкой управления воздушной заслонкой иногда пользуются и во время движения автомобиля, когда хотят путем кратковременного обогащения рабочей смеси резко увеличить эффективность работы двигателя, однако это не рекомендуется, так как в результате возможен преждевременный износ двигателя и нарушение нормальной работы системы питания двигателя.

Кнопкой управления дроссельной заслонкой пользуются еще реже — только если водителю по тем или иным причинам нужно оставить рабочее место, но необходимо поддерживать сравнительно высокие числа оборотов вала двигателя (например, если неисправен стартер).

Набор скорости, переключение передач

Как известно, в системе силовой передачи имеется несколько ступеней, чаще всего пять у легковых автомобилей и больше у грузовых. После небольшого разгона автомобиль может двигаться по ровной дороге на высшей (обычно так называемой прямой) передаче с различными скоростями, от минимальной до наибольшей.

Для регулирования скорости водителю достаточно изменять подачу топлива и тем самым мощность и число оборотов вала двигателя; это достигается большим или меньшим нажимом на педаль подачи топлива.

Можно представить себе автомобиль с двигателем, развивающим такую большую мощность и такой большой крутящий момент, что необходимость в понижающих передачах отпадает. Примером такого автомобиля может служить германская конструкция Майбах 1928 года, имевшая двигатель с рабочим объемом около 9 л, мощностью около 150 л. с.

и крутящим моментом около 100 кгм. На таком автомобиле число органов управления, участвующих в изменении скорости, сводится к двум-трем: педали подачи топлива и тормозу (с приводом от педали и от рычага).

Но размеры и вес двигателя, а следовательно всего автомобиля, резко возрастают с увеличением рабочего объема двигателя, автомобиль становится чрезмерно тяжелым, дорогостоящим.

Поэтому подавляющая часть советских автомобильных двигателей рассчитана для движения автомобиля без понижающих передач только по ровной дороге и после разгона, а для разгона, движения на крутой подъем, преодоления плохих дорог приходится передаваемое от двигателя к колесам усилие увеличивать с помощью понижающих передач, что сопровождается соответственным уменьшением числа оборотов колес и снижением скорости.

Эти операции производит водитель, пользуясь рычагом переключения коробки передач.

Если в конструкции отсутствуют специальные устройства для уравнивания числа оборотов (синхронизаторы), переключение передач невозможно (во всяком случае — бесшумное и безударное) без предварительного или одновременного отсоединения коробки передач от двигателя с помощью сцепления и регулирования числа оборотов ведущих шестерен посредством педали подачи топлива. Поэтому-то при переключении передач водитель вынужден не только выводить из зацепления и вводить в зацепление те или иные шестерни коробки передач, но и пользоваться при этом педалями сцепления и подачи топлива. На первый взгляд все эти действия могут показаться постороннему весьма сложными, но автомобилисты настолько освоились с ними, да и в конструкции современного автомобиля все устроено так целесообразно, что переключение передач не представляет ничего сложного, по крайней мере на легковых автомобилях и небольших грузовых. Доказательством тому служит широкое распространение среди водителей метода езды накатом, при котором без особой, казалось бы, нужды систематически в процессе движения по ровной дороге то выключают, то включают передачу. Это делается для получения некоторой экономии в расходе топлива и для снижения шума при движении. Если бы переключение передач было слишком сложным, водители не стали бы к нему прибегать ради малосущественных факторов.

Следует подчеркнуть, что переключение передач и все, что с ним связано, служит главным образом для регулирования тягового усилия в широких пределах. Изменение скорости только сопутствует изменению усилия. Регулирование скорости осуществляется в основном (кроме случаев разгона и очень медленного движения) регулированием оборотов вала двигателя различной подачей топлива.

Число оборотов при наибольшем крутящем моменте двигателя примерно вдвое меньше числа оборотов, соответствующих наибольшей мощности. Это значит, что при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора крутящий момент наибольший при сравнительно небольших мощности двигателя и скорости движения автомобиля, а при уменьшении или увеличении числа оборотов величина момента снизится.

Пропорционально моменту изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля. При езде с неполностью открытой дроссельной заслонкой всегда можно увеличить мощность, а следовательно момент двигателя, сильнее нажав на педаль, т. е. увеличив подачу топлива.

Рис. Наибольший крутящий момент двигатель развивает при сравнительно небольшом числе оборотов

До сих пор говорилось об увеличении скорости или о сохранении постоянной скорости. Но бывают обстоятельства, при которых скорость автомобиля должна быть снижена. Для этого водитель может использовать разные приемы.

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом.

Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку.

Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива).

Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках.

Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем.

Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.

Рис. Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Третий прием замедления хода — торможение с помощью колесных тормозов, которые приводятся в действие от педали. Торможение применяется чаще всего для кратковременного и вместе с тем достаточно резкого замедления хода — при появлении опасности, для остановки автомобиля после замедления хода иными средствами и т. д.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, неподвижные тормозные колодки прижимаются к вращающемуся тормозному барабану или диску. Между колодками и барабаном (или диском) возникает трение; колодки и барабан (или диск) от трения нагреваются.

Накопленная движущимся автомобилем энергия расходуется уже не на дальнейшее движение, а в значительной мере на трение и образование тепла, и автомобиль замедляет ход.

Наконец, кроме перечисленных приемов, водитель может пользоваться рычагом ручного стояночного тормоза, привод от которого осуществляется на тормоза задних колес или на тормоз на валу силовой передачи.

Движение задним ходом

Для включения заднего хода водитель, после остановки автомобиля, с помощью рычага переключения коробки передач и педали сцепления вводит между шестернями промежуточного и вторичного валов коробки передач дополнительную шестерню и этим изменяет направление вращения ведомого вала. Тем самым изменяется и направление вращения колес.

Изменение направления движения

Изменения направления движения, т. е. поворота автомобиля, водитель достигает вращением рулевого колеса. Механизмы рулевого привода передают вращение штурвала левому и правому передним колесам, поворачивая их на некоторый угол и тем самым направляя автомобиль влево или вправо.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/osnovy-upravleniya-avtomobilem/

Спорам нет
Добавить комментарий