Действия при повреждении радиатора

Прорвало трубу отопления: кто виноват и как задокументировать последствия

Действия при повреждении радиатора

Прежде чем бросаться на поиски виновных, следует разобраться, по какой причине прорвало трубу отопления.

Ведь нередко оказывается, что истинным виновником являются владельцы пострадавшей квартиры, прямо или косвенно причастные к произошедшему.

Залитие квартиры

Давайте разберем, что может вызвать причину разрыва трубы отопления (чаще всего они бывают металлические) и когда это может произойти.

От этого зависит алгоритм дальнейших действий владельцев квартиры, в которой произошла авария:

  • либо аврально убирать последствия залития;
  • либо собирать доказательства происшедшего, для последующего взыскания материального и морального ущерба с виновной стороны.

Существует две основных причины залива жилья из-за нарушений правил эксплуатации внутридомовой отопительной системы:

  1. Последствия залития для квартир, расположенных ниже места аварии

    неисправность отопительных приборов, запорной арматуры, повреждения труб, что приводит к нарушению герметичности системы отопления;

  2. гидравлический удар или разрыв системы вследствие аномально высокого давления.

Аналогично обстоит дело и со временем прорыва.

Таких периодов тоже два:

  • отопительный сезон;вне отопительного сезона.

Соответственно, что и последствия залития будут разными:

  • от горячего теплоносителя последствия более разрушительные;от холодного теплоносителя последствия для жильцов менее разрушительные.

Предостережение: Поскольку температура воды в системе отопления в зимний период от +55 С и выше, то в случае аварии это грозит не только порчей личных вещей жильцов, но и возможностью получения ожогов.

Аварии систем отопления в отопительный сезон

Итак, какие же неисправности отопительной системы могут стать причиной аварии.

На самом деле, их не так уж много, и с юридической точки зрения они подразделяются на:

  • внутридомовые;
  • внутриквартирные.

Разгерметизация резьбовых соединений

Подобное деление позволяет конкретизировать поиск виновной стороны. Ведь законодательно ответственность за систему отопления каждого дома закреплена персонально за потребителями услуг и компаниями, их предоставляющими.

Справочно: вся домовая система отопления, включая трубы и отопительные приборы (батареи) в квартирах жильцов, является общим имуществом.

И за ее техническое состояние и обслуживание отвечает управляющая организация при условии, что жильцы в своих квартирах не производили замену или ремонт.

Тогда за все переделки в квартире несут ответственность сами жильцы.

Внутридомовая система отопления состоит из:

  • Схема теплового узлаподающего и обратного трубопровода;
  • вводных задвижек в теплопункте (в подвале дома);
  • запорной арматуры;
  • фильтров жесткой и мягкой очистки теплоносителя;
  • манометров давления;
  • приборов учета тепловой энергии;
  • циркуляционного насоса;
  • бойлера для подогрева горячей воды (не везде).

За внутридомовую систему отопления целиком и полностью отвечает управляющая компания, и в случае аварии на указанных элементах вина за последствия целиком ложится на их плечи и «кошелек».

И если случится прорыв и вода начнет заливать подъезд или подвал, то в подобной ситуации выход только один – вызывать городскую аварийную службу.

Аварийная служба

Специалисты приедут и перекроют подачу теплоносителя во внутридомовую систему отопления, а ваш звонок будет зафиксирован и послужит в дальнейшем доказательством факта аварии.

Несколько иной алгоритм действий предстоит совершить, если лопнула труба отопления внутри квартиры.

Здесь нужно решить несколько безотлагательных действий:

  1. определить место аварии (собственная квартира или квартира соседей);
  2. уведомить управляющую контору о происшествии;
  3. содействовать остановке течи (дать доступ слесарю жилконторы или ТСЖ войти в вашу квартиру, чтобы наложить хомут на трубу);
  4. зафиксировать последствия залития путем видео и фотосъемки, а также составления акта залития, который должны составить (и подписать) представители управляющей конторы.

Хомут на подводящей тубе

Предостережение: по поводу установки виновных в аварии системы отопления в собственной квартире, следует понимать, что внутриквартирная отопительная система состоит из: 

  • стояков;
  • подающих труб;
  • резьбовых соединений (муфт и сгонок);
  • отопительных приборов (батарей).

Если в квартире стоят «родные» батареи, а сам владелец ничего не менял за время проживания, то ответственность за техническое состояние внутриквартирной системы отопления целиком лежит на управляющей компании (ТСЖ или жилконторе – бывшем ЖЭКе).

Она должна за свой счет проверять состояние системы отопления, для чего как минимум раз в году обязана проводить технический осмотр, заменять неисправные радиаторы, устранять течи, свищи и т.п.

Прогнивание подающей трубы к радиатору

И совсем другое дело, если хозяева квартиры самовольно меняли батареи, делая замену труб в квартире то в случае прорыва свою непричастность к аварийной ситуации им придется доказывать в суде. Либо перекладывать ответственность на ремонтную организацию, которую они привлекали к работам по ремонту труб отопления.

Аварии систем отопления вне отопительного сезона

Казалось бы, после окончания отопительного сезона система отопления не может преподнести никаких «фокусов», поскольку теплоноситель в системе не циркулирует, следовательно, нет причин для разрушения коммуникаций. И если летом вам кто-то скажет, что в доме трубу отопления прорвало, то такой факт вполне может иметь место.

Ведь теплоснабжающие организации после каждого отопительного сезона проводят гидравлические испытания сетей, чтобы выявить проблемные места и устранить их в теплый период времени до наступления холодов.

Для исключения подобных случаев, система подачи теплоносителя (от районного теплоузла до жилых многоэтажек) предусматривает защиту. С ее помощью потребители временно отключаются от подающих магистралей, для чего в каждом доме устанавливаются задвижки.

Разрыв чугунной батареи вследствие гидроудара

Однако, если вмешивается пресловутый «человеческий фактор», и во время проведения гидравлических испытаний в процесс оказываются вовлеченными внутридомовые сети, то прорыв системы отопления и последующее залитие неизбежны.

Происходит это за счет механического разрушения подающих труб или радиатора внутри квартиры, не выдерживающих высокого давления во время гидравлических испытаний.

При возникновении подобной ситуации квартиру заливает водой, которой была заполнена внутридомовая система отопления на летний период.

В такой ситуации алгоритм следующий:

  1. уведомить управляющую компанию о происшествии;
  2. зафиксировать факт аварии путем составления Акта залития надлежащей формы с привлечением к его составлению сотрудников ТСЖ или жилконторы, а также соседей;
  3. зафиксировать на видео и фотокамеру последствия залития;
  4. приступить к спасению личных вещей.

Совет!

Не спешите ликвидировать последствия, поскольку найти самостоятельно виновных лиц в происшествии не удастся, то самым правильным вариантом дальнейших действий пострадавших жильцов будет обращение в суд.

А для этого следует составить экспертную оценку у квалифицированного оценщика, которая послужит доказательством ваших материальных претензий к виновной стороне на суде.

Выводы:

  • Если авария произошла вне отопительного сезона, то однозначно вина либо управляющей компании, либо районного теплоузла, не проконтролировавшего отключения вашего дома на время гидравлических испытаний. В данной ситуации не стоит спешить убирать последствия потопа, чтобы эксперты смогли зафиксировать порчу имущества в своем заключении.
  • Если подобное происшествие случилось во время отопительного сезона, то на первое место выходит ликвидация протечки или прорыва, поскольку, в отличие от испытаний, подача теплоносителя постоянна, а значит, вашу квартиру будет заливать до тех пор, пока не будет перекрыт кран на стояке в подвале дома.

Источник: https://o-trubah.ru/remont-i-operacii/proryv/prorvalo-trubu-otopleniya-kto-vinovat-64

Что делать если дома прорвало батарею отопления: кто виноват в

Действия при повреждении радиатора

Мы уже рассматривали как не допустить негативные последствия и компенсировать ущерб, когда Вас затопили соседи сверху.

Рассмотрим теперь обратную ситуацию: Вы возвращаетесь домой, а дома потоп — прорвало батарею в квартире. Что делать в подобной ситуации, куда звонить и как найти виновных, чтобы не стать «должником» соседей снизу и не оплачивать им новый ремонт в квартире. Рассмотрим здесь такую ситуацию более подробно.  

Для начала, разберемся что такое батарея системы отопления в жилом доме, и кто отвечает за ее исправность и работоспособность.

Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД), утвержденным постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. к общедомовому имуществу относятся внутридомовая система отопления.

Внутренняя система МКД включает в себя стояки, обогревательные элементы (радиаторы отопления), клапаны-регуляторы, задвижки, краны шаровые, а также общедомовой теплосчетчик.

Надлежащая эксплуатация общедомового имущества обеспечивается организациями в зависимости от варианта управления жилым домом. Жилищный кодекс регламентирует следующие способы управления МКД:

  • Собственниками помещений в МКД, путем заключения договора на:
    • управление домом с управляющей компанией;
    • содержание и ремонт дома с соответствующими организациями (непосредственное управление).
  • Товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом.

Таким образом, ответственность за исправность радиаторов отопления несет обслуживающая организация, с которой заключен договор на содержание (управление) жилого дома.

Куда обращаться если течет батарея?

В случае обнаружения даже незначительных подтеков с труб отопления или радиаторов, необходимо срочно обратиться в обслуживающую организацию или подать заявку на устранение неисправности в диспетчерскую службу. Даже мелкая неисправность может привести к затоплению не только своего имущества, но и имущества соседей снизу. А это чревато затратами на ремонт их квартиры. 

Самостоятельно устранить течь радиатора невозможно, так как для этого требуется отключение и слив целого стояка. Не стоит также пытаться устранить неисправность крана Маевского (такие, как правило, устанавливаются в помещениях верхнего этажа для стравливания воздуха из системы отопления) без представителя специализированной организации.

Порыв батареи может произойти как в летний (не отопительный) период, так и зимой. После окончания отопительного сезона во всех системах теплоснабжения проводятся испытания на прочность и плотность. Испытания трубопроводов проводятся путем создания давления на 1,25 больше рабочего, но не менее 0,2 МПа.

В зимний период порыв радиатора может быть связан с гидравлическим ударом.

Гидравлические удары происходят в случае несоблюдения плавного увеличения температуры теплоносителя ресурсоснабжающей организации в условиях значительного понижения наружного воздуха в короткий период времени.

Сетевая вода при этом увеличивается в объеме и не успевает отводиться из системы в расширительные баки, что провоцирует порыв трубопроводов, их соединений и отопительных приборов.

Что делать, если водой из батареи затопили соседей?

В случае мгновенного порыва радиатора отопления (как правило, при опрессовке или гидроударе) на устранение утечки уходит достаточно много времени, а если еще неисправность не сразу обнаружена, то пострадать может не только имущество в квартире, где произошла авария, но и соседей снизу. Как мы уже выяснили, ответственность за исправное состояние радиаторов несет обслуживающая организация, поэтому платить за причиненный ущерб должна выплачивать именно она.

Однако, управляющая организация может отказать в компенсации ущерба.Конечно, в дальнейшем можно и сменить управляющую компанию. Но зачем доводить до этого, если можно сразу грамотно предпринять все необходимые действия, после которых у обслуживающей организации не останется ни малейших оснований компенсировать потерпевшим ущерб.

Порядок действий при затоплении квартиры с батареи:

  1. Позвонить в диспетчерскую службу и подать заявку на устранение течи с радиатора, а также на приглашение мастера или главного инженера для определения ущерба.
  2. После устранения неисправности батареи совместно с представителем обслуживающей организации составляется акт, в котором фиксируется объем ущерба от затопления. Важно описывать в акте все:объемы испорченных обоев, потолочного покрытия, пола, откосов и т.д.
  • мебель, пострадавшая от воды;
  • бытовая техника.
  1. Если пострадала нижняя квартира, ущерб должен быть также зафиксирован в этом акте, либо составить отдельный акт.
  2. Определить стоимость пострадавшего имущества и требовать ее возмещения с обслуживающей организации.

Часто компании, отвечающие за исправность системы отопления отказываются выплачивать ущерб собственникам или пытаются оспорить стоимость. В этом случае есть несколько вариантов решения вопроса. Если ущерб не значительный и пострадал только ремонт, можно сойтись на том, чтобы Вам за их счет восстановили отделку.

Если это Вас не устраивает предложения виновной стороны, необходимо пригласить оценщиков ущерба из компании, занимающейся независимой экспертизой для составления заключения. С этим документом можно обратиться в суд для возмещения денежных средств, необходимых на восстановление испорченного имущества.

Без заключения экспертов, суд не будет учитывать самостоятельно определенную стоимость, поэтому данная процедура обязательна.

Оплачивается экспертиза пострадавшей стороной, однако, в исковом заявлении ее стоимость необходимо указать и при положительном решении, обслуживающая организация обязана Вам ее компенсировать.

Случаи, когда виноват собственник

Не всегда возмещение ущерба можно истребовать с обслуживающей компании и даже суд в некоторых случаях принимает решение в пользу ответчика. Речь идет о самовольном переустройстве помещения (перенос батареи, изменение количества секций, неправильная врезка в стояк отопления), либо о замене радиатора отопления на прибор другого типа.

Проектом дома предусмотрена определенная система отопления с указанием материалов и типов применяемых батарей.

Часто при ремонте квартиры, собственники помещений меняют отопительные приборы на радиаторы другой конфигурации, но никто не задумывается о том, что на это нужен проект, согласованный со всеми соответствующими инстанциями.

Так, особенной популярностью пользуются биметаллические отопительные приборы. Их компактный внешний вид особенно привлекает и выглядит более эстетично, чем, например, чугунный радиатор.

Важно сравнивать технические характеристики современных батарей с характеристиками тех, что установлены изначально. Также после замены, переносе или увеличения площади нагрева отопительного прибора, необходимо провести пусковые испытания, о чем должен быть составлен акт, согласно

Таким образом, если Вы задумали изменить внутреннюю отопительную систему будьте готовы к возможным последствиям и ознакомьтесь с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также со СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

Остались еще вопросы? Хотите получить ответы на них? 

Здесь Вы можете задать вопрос бесплатно экспертам или юристам портала gkh-konsultant.ru.

Источник: https://www.energo-konsultant.ru/sovets/GKH/vzaiomodeistvie_Sosedei/chto_delat_esli_prorvalo_batareyu_otopleniya/

Техническое обслуживание радиаторов

Действия при повреждении радиатора

Одна из причин выхода из строя радиатора объясняется его расположением. Радиаторы чаще всего устанавливаются в передней части автомобиля, где наиболее благоприятные условия для обдува охлаждающим воздухом.

Но при повреждении передка автомобиля, даже не очень серьезном, радиатор оказывается заклиненным между двигателем и облицовкой радиатора, которая продавливается деталью, подвергшейся деформации в результате удара.

При этом происходит сплющивание трубок (большее или меньшее) и радиатор деформируется.

Другая причина выхода из строя радиатора связана с температурным режимом его работы. С течением времени охлаждающая жидкость испаряется, восстановление уровня производится много раз небольшими порциями. В добавляемой воде содержатся мельчайшие инородные частички. Размер внутренней полости сечения трубки находится в пределах 1–2 мм, трубки частично засоряются мелкими инородными частицами.

Даже если вода абсолютно чистая, в ней все равно содержатся растворимые соли, преимущественно известковые.

Под действием теплоты эти соли выпадают в осадок и осаждаются на стенках трубок в зонах малых скоростей перемещения воды – так образуется накипь. Образование на стенках накипи приводит к полному закупориванию трубок.

Частицы накипи могут отрываться от стенок и, в свою очередь, забивать трубки, как и инородные частицы.

Антифриз способствует отрыву частиц накипи и частично выводит их из трубок радиатора, однако он не в состоянии полностью очистить трубчатую систему радиатора, и она засоряется, что из-за снижения интенсивности циркуляции воды приводит к перегреву двигателя.

Третья причина ремонта и технического обслуживания радиатора. Как починить радиатор самому

Растрескивание радиатора. Под действием вибраций в радиаторе возникают мелкие трещины, преимущественно в месте сварки с недостаточным проваром. В результате возникают небольшие утечки, которые приводят к понижению уровня охлаждающей жидкости. Если утечка незначительная, ее не всегда можно заметить, так как нагретая вода быстро испаряется.

Техническое обслуживание и ремонт радиаторов

Рассмотрим техническое обслуживание и ремонт радиаторов. При аварии в результате удара часто происходит деформация только верхнего или нижнего бачка радиатора.

Если деформация позволяет, бачки разъединяют распайкой, восстанавливают их форму и затем спаивают. Однако очень часто повреждается и трубчатая система, тогда непригодным к ремонту становится весь радиатор.

Есть два варианта, из которых можно выбрать один:

– заменить поврежденный радиатор новым;

– заменить систему трубок новой, сохранив верхний и нижний бачки старого радиатора вместе с патрубками и элементами крепежа. Системы трубок поставляются специализированными предприятиями по ремонту автомобилей. Распайка верхнего и нижнего бачков радиатора осуществляется путем прогрева на большой длине шва до расплавления олова. Затем бачки оттягивают и разъединяют.

Для проведения этой технологической операции обычно используют пламя кислородно-ацетиленовой горелки.

При необходимости верхний и нижний бачки подвергаются правке, рихтовке и травлению.

Затем бачки одевают на законцовочную пластину новой системы трубок сверху и снизу и припаивают оловом с помощью паяльника либо пламени кислородно-ацетиленовой горелки).

Горелка должна обеспечивать быстрый нагрев, что сокращает время работы. Однако горелка может вызвать перегрев небольшого участка, что приведет к возникновению на нем дефектов.

Ремонт, о котором рассказано, с экономической точки зрения менее дорогой, чем полная замена радиатора. В зависимости от модели автомобиля стоимость ремонта радиатора на 40–70 % дешевле замены его новым.

Понятно, что засорение радиатора случается на автомобилях, эксплуатируемых в течение длительного времени. В таких случаях радиаторы очищают. Очистку радиатора можно произвести двумя способами: химическим (без снятия радиатора) и механическим (со снятием радиатора).

Химическая очистка радиатора

Химическую очистку радиатора нельзя производить любым травящим реактивом, поскольку среди них есть такие, которые взаимодействуют с металлом и разрушают его. В системе охлаждения двигателя применяются различные по своим свойствам металлы.

Так, радиатор выполняется из латуни или оцинкованной стали, головка блока двигателя из алюминиевого сплава, а блок цилиндров из чугуна или алюминиевого сплава. При очистке реакция должна происходить между накипью и химическим реактивом без воздействия на металл.

Промышленные реактивы для удаления накипи представляют собой химические вещества, применяемые для этой цели. Их добавляют в воду радиатора и включают двигатель. Время работы двигателя определяется инструкцией изготовителя реактива.

После остановки двигателя из системы охлаждения спускают жидкость и тщательно ее промывают.

В качестве реактива для снятия накипи применяется каустическая сода. Она применяется в том случае, если в системе охлаждения не содержится алюминиевых деталей или деталей из алюминиевых сплавов. Латунь и чугун не взаимодействуют с содой, однако алюминий и его сплавы реагируют тем интенсивнее, чем выше температура содового раствора в воде.

Чтобы убедиться в этом, достаточно приготовить ванну с каустической содой, разогреть ее до 80 °C и бросить в нее кусочек алюминия. Непрерывное выделение пузырьков газа укажет на реакцию металла с каустической содой. При этом глубина травления алюминия зависит от времени его погружения в раствор соды.

Следовательно, соду нельзя применять, если в системе охлаждения имеются детали из алюминия и его сплавов.

Раствор соляной кислоты в системе охлаждения вызывает умеренное коррозирующее действие, при этом быстрого разрушения металлов, покрытых медью, и легких сплавов не наблюдается. Однако при высокой концентрации кислоты последние реагируют очень бурно. В данном случае время работы двигателя для промывки системы ограничивается пятнадцатью минутами, после чего система тщательно промывается.

Азотная кислота является более предпочтительной, если в радиаторе не содержится никакого другого вещества для удаления накипи. Она не действует на алюминий и его сплавы. В то же время она вступает в реакцию с медью и латунью.

Ход очистки можно контролировать визуально, наблюдая за состоянием видимой внутренней поверхности радиатора, частично сливая жидкость по мере необходимости.

После полного удаления жидкости из системы производят обильную промывку при полностью открытых сливных отверстиях.

Во всех случаях надо иметь в виду, что химическое травление является эффективным лишь тогда, когда трубки радиатора закупорены не полностью и травящий раствор может циркулировать.

Применяется и механическая очистка радиатора. При этом из системы охлаждения сливают жидкость и снимают радиатор. Для снятия радиатора выполняют следующие работы: снимают соединительные шланги и болты крепления верхнего и нижнего бачков к кузову. Далее работу выполняют на верстаке. Снимают переливную трубу и заливную пробку.

Для доступа к трубкам необходимо распаять по меньшей мере один из бачков. Чтобы удалить олово из места пайки, каждый шов, подвергаемый распайке, устанавливают так, чтобы олово стекало со шва в момент его плавления.

В зависимости от удобства работы линия распайки может быть установлена вертикально или горизонтально, а открытый конец желобка направлен вниз. Расплавление припоя обычно производится пламенем горелки.

В процессе распайки следует размягчить олово, чтобы произвести несколько растяжений и сдавливаний бачка радиатора, что вызывает разрушение оставшегося паяного шва.

При работе с горелкой надо следить за тем, чтобы не возникало перегрева, вызывающего деформацию и разрушение пайки около трубок. После снятия бачка законцовочная планка полностью освобождена.

Работа по механической очистке трубок заключается в том, что в каждую трубку вставляют стальной прут соответствующего сечения и длины и перемещают его возвратно-поступательно, чтобы он проходил по всей длине трубки и удалял внутренние отложения. При невозможности прочистить трубки с одной стороны отпаивают второй бачок, чтобы иметь возможность прочищать трубки и с другой стороны.

После очистки трубки промывают и протравливают кислотой для удаления оставшихся осадков, которые не удалось прочистить прутом. И снова промывают трубки.

Перед установкой бачков на место всю поверхность законцовочной пластинки вокруг трубок необходимо залудить для предотвращения возможных утечек, которые могут быть вызваны расшатыванием пайки в момент распайки и прочистки. Затем устанавливают на место каждый бачок и закрепляют точечной сваркой, после этого пропаивают с помощью паяльника либо пламени газовой горелки, снабженной соплом малой производительности.

По окончании работы трубки заглушают посредством пробок или герметичных заглушек. Заливают радиатор водой и производят испытание герметичности сварки. При проверке желательно приложить небольшое усилие на растяжение и сдавливание радиатора.

Для испытания не обязательно применять насос, достаточно расположить радиатор горизонтально и установить вертикально трубу, соединенную с переливным патрубком шлангом.

Труба длиной 1 м создаст вполне достаточное давление для контроля.

Испытание радиатора с помощью сжатого воздуха при опускании радиатора в воду может привести к повышению давления, если не установлен предохранительный клапан, что чревато, разрывом радиатора.

Есть и такой метод контроля. Он заключается в том, что из радиатора сливают воду и закупоривают патрубки пробками. Пробками могут служить наборы резиновых цилиндрических колец, которые сжимаются болтом через две металлические шайбы, установленные с двух сторон резинового блока.

В результате сжатия блок шайб раздувается и создает герметичность. Переливная трубка радиатора соединяется гибким шлангом с источником сжатого воздуха, находящимся в мастерской. Радиатор погружается в бак с водой.

При подаче в радиатор воздуха под небольшим давлением, в случае утечки пузырьки воздуха поднимаются вверх, указывая на негерметичность радиатора.

Часто приходится иметь дело с трещинами радиатора. Ремонт радиатора в основном производят посредством пайки оловянным припоем. В большинстве случаев для выполнения пайки следует снимать радиатор. Перед работой необходимо отметить места утечек.

Есть тенденция применения радиаторов, состоящих из системы алюминиевых трубок и пластмассовых водяных бачков. Такие радиаторы ремонту не подлежат.

Источник: https://www.autoezda.com/ystroustvo/385-tehobslrad.html

Потек радиатор охлаждения — как обнаружить и устранить течь

Действия при повреждении радиатора

Охлаждение силовых агрегатов автомобилей осуществляется через отвод тепла антифризом, который омывает стенки блока цилиндров внутри рубашки, а затем попадает в радиатор.

За счет обдува воздухом температура охлаждающей жидкости снижается до 70 – 75 ºC. Когда течет радиатор охлаждения, количество антифриза снижается, а отвод тепла затрудняется.

Для дизельного мотора и двигателя с бензиновым топливопитанием такая течь означает быстрый перегрев, заклинивание и полный выход из строя.

Если радиатор потек, опасно ли это?

В систему охлаждения автомобиля заправляется до 10 – 15 литров антифриза. Это небольшой объем, поэтому даже незначительная утечка охлаждающей жидкости уже через несколько километров приведет к повышению температуры с дальнейшим загоранием предупреждающего сигнала.

Принимать меры по устранению проблем с радиатором охлаждения нужно, пока в системе еще остался антифриз. В противном случае перегрев приводит к значительному расширению металла деталей поршневой группы, в результате чего происходит заклинивание двигателя.

Как появляется протечка

Если потек радиатор, искать причину нужно в целостности отдельных элементов системы охлаждения (рубашка двигателя, шланги, патрубки). Повреждения или деформации этих деталей, а также коррозия и естественный износ часто приводят к появлению трещин, через которые появляются подтеки.

Выбивать антифриз может через расширительный бачок при сильном перегреве двигателя.

Как проверить радиатор на течь?

Чтобы узнать, почему потек автомобильный радиатор, выполните следующие действия:

  • перед поездками и в дороге следить за уровнем охлаждающей жидкости;
  • контролировать температуру, давление, своевременно реагировать на загорание предупреждающего сигнала;
  • регулярно осматривать элементы системы, что позволит заранее обнаружить трещину, отверстия или разрывы.

Любая течь радиатора автомобиля будет своевременно устранена, если при первых признаках обратиться в сервисный центр, мастера которого знают, что нужно делать и как действовать.

Как устранить течь радиатора?

При ремонте заменяют уплотнения, через которые происходит подтекание, заделывают повреждения металлических деталей.

Выполнять такие работы лучше в автоцентре, хотя незначительные повреждения легко убрать на месте.

Принять окончательное решение и понять, как действовать, когда течет автомобильный радиатор, рекомендуется только после осмотра, поскольку перегрев мотора случается и по другим причинам.

Оптимальные способы решения проблемы выбирают с учетом конфигурации системы охлаждения, особенностей материалов, из которых сделаны патрубки, расширительный бачок, радиатор охлаждения автомобиля.

Холодной сваркой

Для заделки повреждений подойдет холодная сварочная смесь из металлического порошка. В основу вводят компоненты для затвердевания и быстрого схватывания (от 1 минуты до 1 часа), а затем наносят состав на подготовленную поверхность (очистка, обезжиривание).

Такая сварка не требует применения специального оборудования.

Герметиком

Полимерный герметик используют для временного устранения проблемы, чтобы появилась возможность добраться своим ходом до сервисного центра.

Такой способ позволяет заделать патрубки с пробоинами или трещинами размерами до 2 мм при отвердении до рабочего состояния за 10 минут.

Если полимерное средство не закрыло отверстие, то придется удалять материал и выбирать другой способ восстановления герметичности.

Пайкой

Пайка позволяет заделать повреждения крупных размеров (более 2 мм). Для этого из системы сливают антифриз, снимают агрегат, очищают место пайки от загрязнений, обезжиривают металл.

Затем поврежденный участок запаивают, а при сильных разрывах материала накладывают латку из меди или латуни.

Выполнить ремонт металлических элементов можно с помощью газовой горелки путем разогрева припоя на поврежденном участке.

Какие еще есть способы устранить течь радиатора охлаждения

Чтобы заделать трубки и устранить образовавшуюся течь, можно использовать заглушки из плотной резины, деревянных пробок в размер пробоины. Если повреждено до пяти трубок (трещина, разрыв, отверстие), то каждый участок нужно просто зажать плоскогубцами. Подобные меры считаются вынужденными и временными, поэтому лучше сразу обратиться в сервис и заменить неисправные элементы автомобиля.

Заключение

Повреждения радиатора охлаждения возможны при столкновениях с препятствиями, попадании в решетку частиц дорожного покрытия, веток, камней.

Если система управления двигателем функционирует, держит обороты, а жидкость теряется медленно, то всегда есть время добраться до автоцентра.

При сильных разрушениях повышаются давление масла и температура, может появиться предупреждающий сигнал, пойти пар из двигательного отсека. В таких случаях остановите автомобиль, выясните причину неполадок, а затем обратитесь к мастерам.

Источник: https://ddcar.ru/blog/remont/techet-radiator-kak-ustranit-neispravnost

Что делать, если потек радиатор охлаждения автомобиля?

Действия при повреждении радиатора

Если у вашего автомобиля потёк радиатор охлаждающей жидкости, это может привести к серьезной аварии двигателя. Любой двигатель автомобиля при эксплуатации выделяет большое количество тепла, и при отсутствии охлаждающей системы его работа стала бы невозможной.

Отдача тепла главных механизмов двигателя небольшая, поэтому любой мотор снабжается принудительной охлаждающей системой. Даже на самые первые машины были установлены такие системы.

Сегодня самой применяемой системой стала жидкостная, главным элементом ее является радиатор.

В них постоянно происходит циркуляция специальной жидкости, которая отнимает тепло двигателя и выделяет его во внешнюю среду.

Чтобы повысить эффективность этого процесса, устанавливают охлаждающий радиатор, обладающий большой площадью охлаждения. В контур системы заливается вода, антифриз или тосол, в зависимости от решения водителя.

Необходимо знать, что при применении воды ездить на автомобиле в зимние морозы нельзя, так как вода замерзнет и разморозит радиатор.

Причины проблем с радиатором

Наиболее популярными проблемами, связанными с системой охлаждения, владельцы автомобилей сталкиваются:

  • Закоксовка радиатора, приводящая к плохой циркуляции антифриза в системе.
  • Постоянное протекание радиатора.

О некорректном функционировании системы охлаждения можно определить по частому перегреву двигателя, даже после коротких поездок на машине. Это обуславливает появление серьезных проблем с мотором и необходимостью выполнения дорогостоящего капитального ремонта.

Частой причиной повреждения корпуса радиатора является значительное внешнее воздействие.

Тонкие стенки этого устройства могу повреждаться при проведении ремонта, либо попадания других предметов во время движения на машине. Часто радиатор протекает в месте соединение патрубков.

При любых причинах следует быстро устранять течь радиатора, так как машина с неисправной системой охлаждения является опасной для езды.

Опасность постоянного протекания антифриза

К наиболее популярным опасностям, которые возникают из-за утечки антифриза из радиатора, относится перегрев мотора, созданный неспособностью охлаждающей системы качественно отводить тепло двигателя.

Необходимо знать, что чрезмерный нагрев головки блока цилиндров может привести к быстрому нарушению ее формы и целостности прокладки, а также, при игнорировании сигналов указателя температуры, продолжать ездить на машине, то мотор может заклинить, и все закончится дорогостоящим капитальным ремонтом.

Течь жидкости из радиатора может привести к неприятным последствиям, как для машины, так и для водителя. Это связано с созданием высокого давления в охлаждающей системе во время работы двигателя. Температура антифриза или тосола в системе создается достаточно высокой и опасной для человека.

Если водитель откроет капот, чтобы узнать причину перегрева мотора, то даже маленькая трещина в корпусе радиатора может значительно увеличиться, и образовать горячий гейзер с кипящей охлаждающей жидкостью.

При попадании на тело человека она приводит к термическому ожогу, после чего необходимо срочное обращение к врачу.

Что делать, если потёк радиатор

Так как двигаться на автомобиле с протекающим радиатором невозможно, то необходимо быстро устранить появившуюся проблему. Чаще всего, незначительные трещины в радиаторе, которые заметны только при заведенном моторе, можно устранить своими руками, и за короткое время, путем применения специальных химических составов.

Если протекание жидкости сильнее, и выявляется даже при неработающем моторе, то это говорит о повреждении радиатора из-за пробоя или от ржавчины, происходящей внутри него.

Процессы коррозии обычно начинаются от неправильного подбора вида охлаждающей жидкости.

В этом случае трещины имеют значительные размеры, и обычным герметиком их уже не заделать, необходимо менять радиатор или снимать его для выполнения пайки.

Перед началом ремонта нужно убедиться, что протекает именно корпус радиатора, а не в других местах. Если течь выявляется визуально, и она небольшая, то лучшим способом решения вопроса будет применение герметизирующего состава.

Он может качественно закупорить незначительные трещины, и обладает повышенной эффективностью и легкостью в использовании.

Особенно такой химикат удобен в дорожных условиях, так как при течи радиатора и отсутствии поблизости автосервиса, дальнейшая езда на машине становится невозможной.

Большое повреждение радиатора

Если трещина или повреждение в радиаторе имеет большие размеры, то решить эту проблему не просто. Особенно трудно заделать течь, если она вызвана внутренней коррозией.

Одним из основных способов ремонта в аналогичных случаях является пайка, для производства которой необходимо снятие радиатора.

При этом нужно знать, что пайку требуется выполнять с наличием опыта, а при отсутствии подобных знаний лучше не начинать такую работу своими руками, так как можно окончательно привести в негодность радиатор, что потребует его замены.

Порядок действий по снятию радиатора охлаждения один и тот же для многих марок автомобилей:

  1. Из охлаждающей системы необходимо слить всю жидкость. Если двигатель горячий, то нужно дождаться его остывания не менее часа. Сливать антифриз можно двумя способами: через сливные отверстия, предусмотренные заводом изготовителем, или через нижний патрубок, при отсутствии сливных отверстий.
  2. После слива жидкости нужно снять шланги и патрубки.
  3. Далее нужно отключить проводку от вентилятора и датчика.
  4. В зависимости от определенной марки машины, радиатор можно вытащить совместно с вентилятором или без него, предварительно сняв его.

После выполнения всех процессов, нужно выполнить внешнюю очистку радиатора от грязи. Чистый обменник тепла сделает функционирование всей охлаждающей системы наиболее эффективной, что даст положительные результаты при функционировании двигателя.

Возможность проведения ремонта

При протекании радиатора охлаждения с небольшой трещиной неисправность можно устранить своими руками. Но если течь возникла в месте соединения пластикового патрубка и самого радиатора, то такую неисправность уже не устранить. Временно при невозможности быстрой покупки нового радиатора, можно использовать герметик или эпоксидный клей.

Если имеется несколько или одна небольшая трещина, по которой тосол протекает по несколько капель, то можно быстро добиться результата специальным герметиком. Его следует залить в систему охлаждения.

Составными компонентами являются вещества, затягивающие маленькие трещины, и создающие герметичность корпуса радиатора.

После этого можно ездить на автомобиле, так как для начала действия герметика необходимо некоторое время, после чего течь должна прекратиться.

Многие владельцы автомобилей не знают, что предпринять, если потек радиатор из-за коррозии. При этом герметики бесполезны, и радиатор ремонтируется только пайкой. Это довольно сложный процесс, и производится только при наличии большого опыта и специального оборудования. Также сложно сделать ремонт радиатора при механических повреждениях. Иногда для этого применяется аргонная сварка.

При производстве самостоятельной работы с радиатором в первый раз, нужно готовиться к переделке работы. На внешний вид нельзя сразу найти все трещины на радиаторе. Это можно увидеть только при его установке и запуске мотора. Если через 30 минут холостого хода течь не показалась, то это означает, что достигнут хороший результат. При появлении течи работу следует начинать с самого начала.

Устройство системы охлаждения

  • Термостат.
  • Радиатор.
  • Расширительный бачок.
  • Шланги и патрубки.
  • Водяная помпа.

Радиатор представляет собой решетку, состоящую из пластин и трубок, изготовленных из нетяжелого металла – меди, латуни или алюминия. Многие трубки дают возможность снизить объем для охлаждения, а пластины повышают площадь охлаждения.

Все составные элементы соединяются между собой шлангами и патрубками. Водяная помпа прокачивает охлаждающую жидкость по определенному контуру. Термостат служит для обеспечения циркуляции жидкости по малому или большому кругу. Еще из школьного курса физики известно, что жидкость увеличивается в объеме при нагревании. Расширительный бачок обеспечивает компенсацию этой характеристики тосола.

Определение утечки

Чаще всего место протекания охлаждающей жидкости выявляют следующим образом. Снимают радиатор, и закрывают отверстия патрубков. Далее радиатор помещают в резервуар с водой, и компрессором или насосом накачивают избыточное давление. После этого необходимо провести визуальный осмотр, в котором сразу будет видно, откуда идут пузырьки воздуха.

Если все-таки не удается точно определить место утечки, то нужно применять специальные приспособления.

Они состоят из флуоресцентной добавки, специального пистолета для ввода добавки в систему охлаждения и лампу, излучающую ультрафиолетовые лучи, в свете которых тосол, вытекающий из радиатора, станет светиться.

Недостатком такого метода является его дороговизна, и приобретать его для собственных нужд нет смысла. Проще и дешевле будет поехать в автосервис.

Чтобы радиатор не протекал, нужно следить за состоянием и уровнем антифриза, избегать проникновения масла на уплотнения, не допускать чрезмерного давления в системе.

Тестирование современных герметиков

Для увеличения герметичности охлаждающей системы и устранения течи в радиаторе, для владельцев автомобилей существуют специальные составы герметиков.

У разных специалистов отношение к использованию герметиков неоднозначное, по аналогии с присадками для масла и таблетками в бак с бензином. Изготовители автомобилей отрицательно относятся к использованию герметиков.

В руководствах по обслуживанию автомобиля в разделе охлаждения мотора нет речи про какие-либо присадки. Они отвечают на протекание заменой старого радиатора на новый.

Как быть, если в дороге значительно снизился уровень тосола, а до места ехать еще далеко. Выход имеется. В торговых точках и на станциях заправки топливом реализуют присадки, способные устранить течь.

Это является аварийным способом, дающим возможность доехать без проблем до близлежащей станции техобслуживания. Предотвратить протекание радиатора навсегда с помощью герметика не получится.

Основной задачей присадок стало образование отложений в охлаждающей системе автомобилей.

Упростить подбор можно с помощью сводной таблицы, имеющей две характеристики: уровень отложений и время закупорки разных отверстий. Для оценки уровня отложений применяли массу  термостата до использования присадок и после него. Такие испытания обычно проводят в институтах на кафедре «ДВС».

Из таблицы можно заметить, что микротрещины легко заделываются, и даже большие отверстия закупориваются на 10 минут. Использование герметиков для радиатора является аварийным случаем. Применение их в целях профилактики для этого нет смысла. При наличии возможности следует заменить неисправную деталь, и тщательно промыть охлаждающую систему машины.

Холодная сварка

Такой способ устранения течи используется при большой течи и значительной трещине. Для ремонта применяют термостойкий клей-герметик. В его состав входи металлический порошок.

В быту такое средство получило название холодной сваркой.

Эти составляющие могут продаваться как готовыми к использованию, так и отдельными компонентами, которые сначала тщательно перемешивают, до получения однородной массы.

Неисправную деталь требуется обезжирить и слегка почистить шлифшкуркой, чтобы придать соответствующую шероховатость поверхности. Далее следует нанести металлогерметик. Состав схватывается через 3 минуты, а для окончательного затвердевания необходимо до нескольких суток.

Большое преимущество холодной сварки – температурный коэффициент расширения аналогичен металлу, поэтому заплатка, установленная на потекший радиатор, может находиться так несколько лет.

Ремонт радиатора паяльником

​Если протекает алюминиевый радиатор, то можно его запаять, если можно подлезть к месту утечки.

Перед началом работы нужно хорошо зачистить поверхность от окислов алюминия, образующегося во время реакции воздуха и металла.

Оптимальным решением будет проведение процедуры путем смазывания зачищенной поверхности специальным щелочным маслом, которым чистят оружие. Маслом пользуются для точных швейных машин и механизмов.

Паяльник должен быть мощностью не меньше 50 ватт. Его следует хорошо прогревать. Если радиатор состоит из толстых стенок, то их тоже заранее прогревают. Припой должен иметь не менее 50% олова марки ПОС-61. Если олова содержится меньше, то качество пайки значительно снижается.

Пайка радиатора – дело непростое. При неудачах придется начинать сначала. Если не хочется проводить эксперименты над радиатором, то обратитесь лучше к специалистам, и желательно в нормальную организацию, ознакомившись с отзывами водителей.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/potek-radiator-oxlazhdeniya

Спорам нет
Добавить комментарий